ОРКСЭ

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                 "Средняя общеобразовательная школа № 30  г. Челябинска   им. Н.А. Худякова "  (филиал )                                                          

ОРКСЭ

 

 

протокол родительского собрания во вкладку ОРКСЭ

Рабочая  программа 

по предмету:  «Основы религиозных культур и светской этики»

начальное общее образование

4 класс

                                                                                                                                                           

                                                                   Составитель: Понамарева Л.Н.,

учитель начальной школы,

высшая квалификационная категория

 

г. Челябинск 2012г                                                                                                                      


 

 

 

1.  Пояснительная записка 

 

1.1  Нормативно – правовая база. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

·       Закон РФ «Об образовании»;

«Об утверждении плана мероприятий по введению в 2012-13 учебном году во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курс для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики"» (распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р);

«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69)

«О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74);

«Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19 января 2012 г.);

«Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Челябинской области комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13 февраля 2012 г. № 01-234);

«О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 февраля 2012 г. 24-370);

«О разработке и утверждении рабочих программ учебных дисциплин, предметов, курсов (модулей) в общеобразовательных учреждениях» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 г. № 103/3404);

·        «Положение о порядке разработки рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин», утвержденного приказом директора школы от 23.08.11 № 77/7

·       Учебный план МАОУ СОШ № 30 (ф) на 2012-2013 учебный год.

 

1.2  . Рабочие программы: к учебникам А. Н. Сахарова, К.А. Кочегарова  «Основы религиозных  культур народов России», М.Т.Студеникина  «Основы светской этики», 4 класс / авт.-сост. К.А. Кочегаров , М.Т.Студеникин,– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 16 с.

 

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и ОБУП учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе начальной школы (4 класс-34 часа: 1 час в неделю)

Распределение часов по темам

      Учебно-тематический план 4 класс

 

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Прак- тические

 

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

 

 

 

II.

Основы религиозных культур и светской этики(1ч)

16

 

 

 

III.

Основы религиозных культур и светской этики(2ч)

12

 

 

 

IV.

Духовные традиции многофункционального народа России

5

 

 

 

 

Итого

34 ч.

 

 

 

 1.3      Основные цели и задачи курса

          Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

            Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

            Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

            Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

            Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

Общая историческая судьба народов России;Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

                Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

·       ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

·       педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

·       системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;

·       ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

·       единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

            Основные задачи комплексного учебного курса:

·       знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

·       развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·       обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·       развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

              Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

·       понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

·       формирование первоначальных представлений об основах религиозных культурв России, об их традициях и обычиях;

·       формирование у учащихся нравственного идеала каждой из традиционных религий России. Показать общность для всех религий- представление о добре и зле;

·       знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

·       укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей;

·        воспитывать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.   

В связи с этим данный курс предполагается изучать комплексно, без деления классы на группы согласно конфессиональной или  иной ориентации, так, чтобы все ученики получили основные представления обо всех традиционны религиях России.                                                                 

На изучение НРК отводится 4 ч.

 

дата

Тема урока

Содержание

1.

 

Россия — наша Родина.

НРК. Южный Урал – наш родной край.

2.

 

Этика и этикет.Вежливость.

НРК. Образцы нравственности в культуре родного края.

3.

 

Обычаи и обряды русского народа.

НРК. Обычаи и обряды народов Южного Урала.

4.

 

Семья.Семейные традиции.

НРК. Семейные праздники народов Южного Урала.

 

 

 

 

 

2.Учебно - дидактический комплекс

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.СахаровА.Н. Основы религиозных культур народов России.- М.:

 ООО «ТИД « Русское слово- РС»- 2011.

2.СтуденикинМ.Т. Основы светской этики: 4 класс-М.:

ООО «Русское слово-учебник»,2012.

 

 

Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.

4-5 классы/ под ред. В.А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой.-М.: Просвещение, 2012.

 

 

 

 

 

3 .  Освоение школьниками учебного содержания каждого из мо­дулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

·       понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

·       формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

·       формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

·       знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;

·       укрепление средствами образования преемственности поко­лений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Основное содержание курса

           Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель­но                                      связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

          Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по_ предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

          Содержание каждого из шести модулей учебного курса орга­низовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематичес­кого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29),  дифференцируют со­держание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

          Россия – наша Родина.Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

   В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

В системе педагогического мониторинга по курсу используются следующие виды и формы текущий контроля (поурочный устный опрос, портфолио ученика). В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

 

Тема

Урока

 

 

Тип урока

Целевая установка урока

(уроков)

Понятия

Дата проведения.

НРК

1.

Россия — наша Родина.

 

Вводный

§ 1

доп. лит-ра

Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником «Основы светской этики»

Этика, этикет, светский народ, национальность, нравственность

 

НРК. Южный Урал – наш родной край

     2

Возникновение

религий. Религии мира и их основатели.

Вводный

Возникновение первобытных религий. Представления древних людеи о загробном мире.  Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий - выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества.

Душа,

Религия,

Язычество,

Пророк,

Монотеизм,

Заповеди,

Спасение,

Души

 

 

 

3

Древние предания христиан

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Ветхий Завет – честь Библии. Сотворение Богом мира и человека Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный  грех. Понятие греха. Дьявол(сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и десять заповедей.

Ветхий Завет, Библия, древо познание добра и зла, запретный плод, первородный грех, грех, свобода выбора, ковчег, Десять заповедей, Мессия.

 

 

4

Возникновение

христианства

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Новый Завет – часть Библии. Евангелие – благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проведь Иисуса. Любовь к Богу и ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа.

Новый Завет, Евангелие, апостол, таинство, искупительная жертва Христа, второе пришествие.

 

 

5

 

Христианство на Руси и в России

 

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Русь и Византия. Владимир-креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь в современной России. 

Крещение Руси, иконопись.

 

 

6

Христианская церковь

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение единой христианской Церкви на Католическую и Православную.

Мученик,

Священник,

Церковь,

Патриарх –

Патриархат,

Епископ –

Епархия, митрополит –

Митрополия,

Монарх –

Монастырь,

Римский папа

 

 

7

Христианские святые. Православный храм.

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианства. Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройства храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме.

Святой, мощи.

 

 

8

Христианские таинства и праздники

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий.

Церковное богослужение, его распорядок и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский  праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.

Храм, собор, фреска, алтарь, иконостас, царские врата, амвон, Пасха, крестный ход, крещение, покаяние, венчание, причастие. 

 

 

9

 

Католики и

протестанты

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий.

Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. 

Мать Тереза. Уния и Униатская церковь. Понятия протестантизма и реформации. Мартен Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Простор. Течения протестантизма .

Католики,

Чистилище,

Крестовые походы,

Уния, униатская церковь, протестанты, реформация,

Пастор, кальвинисты,

Пресвитер.

 

 

10

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Вводный урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проведи ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племён. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада.

Кааба, мусульмане, Коран, Хиджра, шариат.

 

 

11

Во что верят мусульмане

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Корап – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Судный день. Намаз, закят, хадж. 

Божественное откровение, Сунна, намаз, закят, хадж, Рамадан.

 

 

12

Мусульманские обычаи и обряды.

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий.

Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прошения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар.  Минарет.

Ночь прощения, Ночь могущества, Курбан-байрам, мечеть, михраб, минбар, минарет, муэдзин.

 

 

13

Иудаизм – древняя религия евреев

Вводный урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреем из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев. Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народы римлянами. Расселение евреев по разным странам.

Святая земля (Земля обетованная), казни египетские, Песах, манна небесная, скрижали, Ковчег завета

 

 

14

Во что верят иудеи

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя.  Галаха – свод иудейских норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд.

Галаха, богоизбранность, Танах, Талмуд

 

 

15

Обычаи и обряды иудеев

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний. Обобщающий.

Иудейский календарь. Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. Иудейская община. Раввин – наиболее авторитетный иудей., хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.

Шабат, Рош-ашана, шофар, Йом-Кипур, Шавуот, раввин, синагога

 

 

16

Кто такой Будда.  Во что верят буддисты

 Вводный урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Древняя Индия – родина буддизма. Сиддхартха Гаутама – основатель юудизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома. Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда. Распространение буддизма. 

Нирвана

 

 

17

Направления и обряды Буддизма

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Обобщающий.

Четыре благородные истины буддизма. Понятие сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды. 

Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна.  Бодхисатва и шесть качеств  в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

Четыре благородные истины, карма, сенсара, счастливые и несчастливые перерождения, три драгоценности буддизма.

Махаяна, бодхисатва, хинаяна, ваджраяна, ступа, лама

 

 

 

п/п

урока

Тема

Урока

 

 

Тип урока

Целевая установка урока

(уроков)

Понятия

Дата проведения.

НРК

 

 

 

 

 

 

 

18

Россия - Родина моя

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Расширить первичное представление о родном крае, Родине.

Показать значение Родины в жизни человека

Родина, народ, раса, Русь, Россия, Российская Федерация, предки

 

 

19

 

Этика и этикет.

 

Комбинированный

Познакомить учащихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми; с историей правил этикета и культуры поведения, с правилами хорошего тона

 

Этика, этикет, манеры, мораль, тактичность

 

 

НРК. Образцы нравственности в культуре родного края

20

Вежливость

Комбинированный

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях. Формировать у детей нравственное представление о вежливости

Вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение

 

 

21

Добро и зло

Комбинированный

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту

Добро, доброта, забота, щедрость, зло

 

 

22

Дружба и порядочность

Комбинированный

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями.

Выявить представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг.

Дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ

 

 

23

Честность и порядочность

Комбинированный

Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями.

Раскрыть понятия этики честность и искренность

Честность, искренность, репутация, закон

 

 

24

Гордость и гордыня

Комбинированный

Раскрыть значение понятий гордость и гордыня, их принципиальное отличие.

Способствовать формированию чувства гордости ученика за его добрые дела, достижения и успехи

Гордость, гордыня, гордец, самоуважение, тщеславие, скромность

 

 

25

Обычаи и обряды русского народа

Комбинированный

Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещение. Показать изменения, новшества при поведении обрядов в России 

Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона, молитва, бракосочетание, Благовещение

 

Обычаи и обряды

народов Южного Урала

26

Терпение и труд

Комбинированный

Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека.

Вооружать учащихся основными трудовыми учениями и навыками

Труд, терпение, отдых, лентяй

 

 

27

Семья

 

Комбинированный

Познакомить детей с понятием семья, с правилами семейной этики.

Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребёнку увидеть своё место в семье

 

Род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане

 

 

НРК. Семейные праздники народов Южного Урала

28

Семейные традиции

Комбинированный

Раскрыть понятие семейные традиции, познакомить учеников с наиболее распространенными семейными традициями. Продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям

Традиция, семья, любовь, забота

 

 

29

Сердце матери

Комбинированный

Продолжить знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе.

Помочь детям получить новые сведенья о своих мамах.

Раскрыть положение: «Мама творец человека»

Семья, любовь, счастье, забота, терпение

 

 

30

Правила твоей жизни

Комбинированный

Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Закрепить знания о Правилах дорожного движения, Правилах поведения в общественном транспорте. Формировать умения и навыки соблюдения этических норм поведения на транспорте

Правила, дисциплина, вежливость

 

 

31

Праздники народов России

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний

Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России.

Сообщить, новые сведения об истории возникновения праздников. Развивать культуру поведения на праздниках

Праздники

Светские и религиозные, религия, христианство, мусульманство, буддизм, Масленица, Рождество, Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести

 

 

32

Защитники Отечества

Комбинированный

Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. Способствовать развитию патриотических чувств учащихся: гордости и сопричастности к истории страны. Формировать представление о значении красных дат календаря

Отечество, защитник, патриот – воин, отчизна

 

 

33

Итоговый урок

Повторительно-обобщающий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Основные понятия курса

 

 

34

 Представление проектов

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.11.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения