Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                 "Средняя общеобразовательная школа № 30  г. Челябинска   им. Н.А. Худякова "  (филиал )                                                          

Пояснительная записка к прогамме

 

 

  

           СОГЛАСОВАНО                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

         Заместитель директора                                                                                            Директор МАОУ СОШ №30

      __________ /И.В. Турецкая /                                                                            __________________Е.В.Шадрина

           

        «05» сентября 2011г.                                                                                                   «05» сентября   2011г.

 

 

 

Основная образовательная программа

начального общего образования

МАОУ СОШ №30(ф)

г. Челябинска

на 2011-2015 учебные годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

начального общего образования

МАОУ СОШ №30(ф)

г. Челябинска

 

(изменения приняты  30.08.2012, приказ № 84/1),

Директор МАОУ СОШ №30

____________Шадрина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная программа

начального общего образования

МАОУ СОШ №30(ф)

г. Челябинска

 

(изменения приняты  30.09.2013, приказ № 190),

Руководитель филиала МАОУ СОШ №30

____________Савчук О.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013 г.

 

Структура основной образовательной программы

начального общего образования:

 

Раздел 1 - целевой:

 

1.1.        Пояснительная записка;

1.2.        Планируемые результаты освоения обучающими основной образовательной программы начального общего образования;

1.3.        Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

Раздел 2 – содержательный:

2.1.        Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

2.2.        Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

2.3.        Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

2.4.        Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

2.5.        Программа коррекционной работы.

 

Раздел 3 – организационный:

 

 

3.1.        Учебный план начального общего образования;

3.2.        План внеурочной деятельности;

3.3.        Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №30(ф) составлена на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих осуществление образовательного процесса:

·       Закона РФ «Об образовании»

·       Типового положения об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001, № 196);

·       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных стандартов начального общего образования»

·       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.10 № 1241 «О внесении изменений в  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373»

·       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.11 № 2357 «О внесении изменений в  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373»

·       Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»;

·       Приказа МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»;

·       Приказа МОиН РФ № 2885 от 27.12.2011   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год»;

·       Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;

·       Письма МОиН Челябинской области от 22.10.2010  №01/5139 «О введении третьего часа физической культуры»;

·       Письма МОиН Челябинской области от 18.07.2011  №103/4286 «О введении ФГОС НОО в ОУ Челябинской области в 2011-2012 учебном году»;

·       Устава МАОУ СОШ №30.

 

1.              Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Челябинска №30(ф) , находится по адресу:

 454080, г.Челябинск, п. Мелькомбинат 2, уч. 1, дом 26

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ формируется с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка,  связанный:

·       с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·       с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·       с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

·       жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·       с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·       с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·       с моральным развитием, которое существенным образом связано с  характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11л):

·       центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

·       развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование  устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

2.              Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Исходя из этого цель МОУ: «Создать условия для достижения выпускниками начальной школы ключевых  компетенций, определяемых личностными, семейными, государственными потребностями и возможностями ребенка, его индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья».

     Задачи обучения:

-        сформировать у школьников базовые предметные знания и представления о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных и метапредметных  умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

-        развивать  мышление детей, готовность выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения.

-        сформировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

Задачи развития:

-        Создать условия для:

развития потребностей в учебной деятельности;

развития креативности;

развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

развития личности на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира.

Задачи воспитания:

-        сформировать коммуникативные умения;

-        сформировать основы культуры, духовно-нравственного, социального, личностного развития обучающихся;

-        создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, внедрение и распространение здорового образа жизни;

Для успешной  реализации учебной деятельности и социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья в школе создана психолого-педагогическая комиссия, целью которой является:

·       определение индивидуально-коррекционного маршрута каждого ребенка

·       защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

·       участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

·       психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Решением данной проблемы в условиях ОУ явилось организация дифференцированного обучения, создающая условие для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья, психофизических возможностей и интересов. В этом году в МАОУ открылся 2б класс С(К)О  для детей  с особыми образовательными потребностями по заключениям районного ПМПК. В этом классе образовательный процесс осуществляется по учебному плану специальных (коррекционных) учреждений VII вида, который предусматривает овладение знаниями в объеме базовых программ обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами.

 

Поддержка одаренных детей в МОУ осуществляется через реализацию вариативно-образовательных программ дополнительного образования по различным направлениям, через участие школьников в  конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня,  в социальных проектах «Я – гражданин России», «Экология и мы».

3.    В начальной школе обучение ведется по системе учебников «Школа России».

Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов  информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей  реализовывать на практике важнейшее  положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться

информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

 Позиционировать систему учебников «Школа России» как ядро современной информационно-образовательной среды для начальной школы, прежде всего, позволяет то,  что данное ядро  имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным  областям учебного плана  ФГОС (ФГОС раздел III, п.19.3.). Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Другая отличительная черта системы учебников «Школа России», как важнейшего компонента информационно-образовательной среды для начальной школы — спе­циально разработанная система навигации, позволяющая ученику ориен­тироваться как внутри каждого учебника, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, система учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

 Ведущие целевые установки системы учебников «Школа России»:

·       Реализация идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

·       Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

·       Организация  учебной деятельности учащихся на основе системно-

         деятельностного подхода.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методический аппарат учебников построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе  как урочной, так и внеурочной деятельности:

·                 ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;

·                 значительный  воспитательный  потенциал;

·                 ориентация на  здоровьесбережение младших школьников;

·                 возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

·                 преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие;

·                 практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами  на основе формирования УУД;

·             творческие,  проектные  задания, практические работы, учебные  диалоги;  

·                 возможности для моделирования  изучаемых  объектов и  явлений окружающего  мира;

·                 возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;

·                 возможности для работы  с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов,  интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений.

Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

4. Основная образовательная программа начального общего образования содержит  три раздела: целевой, содержательный и организационный.
              Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку;  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
 Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.
Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования в начальной школе.

Внеурочная деятельность составляет – 10 часов, осуществляется по направлениям: гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, духовно-нравственное и проектная деятельность. Модель внеурочной деятельности  реализовывается  на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы: учителя,  педагог- психолог, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования школы и учреждения дополнительного образования детей МУДОД ЦВР «Истоки». Основными факторами для выбора модели стали: территориальное расположение ОУ, кадровое обеспечение воспитательного процесса, материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Школа предоставляет возможность обучающимся выбора  видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования, обеспечивая развитие общекультурных интересов и решения задач нравственного, гражданского воспитания, социального и профессионального самоопределения детей через внеурочную деятельность.

       Продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут. Уроки первоклассников включены в расписание занятий 1 смены. Продолжительность учебной недели в 1 классе  – 5 дней. Продолжительность учебного года - 33 учебные недели. Дополнительные каникулы для учащихся 1-ых классов - 7 дней в феврале месяце. Образовательный процесс в МОУ организован во 2 - 4-ых классах по 6-ти дневной учебной неделе. Учебных недель – 34.

 

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·       личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·       метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·       предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"