Проблемные ситуации в школе

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                 "Средняя общеобразовательная школа № 30  г. Челябинска   им. Н.А. Худякова "  (филиал )                                                          

Проблемные ситуации в школе

 

 

Для консультаций с учителями и родителями

 

СИНДРОМ  ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВ)

И ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

 

 Характеристика нарушений

 

Одним из распространенных видов нарушений развития явля­ется повышенная активность, достигающая полной расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. В виде беспокойства и излишней активности могут проявляться самые разные нарушения психической деятельности. Но психологи выделяют состояние, при котором болезненно повы­шенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактив­ности с дефицитом внимания. Нередко его называют также гипер­динамическим, или гиперкинетическим, синдромом. По статистике этот синдром встречается очень часто.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздра­жение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредо­точенно работать, подчиняться требованиям дисциплины. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфи­ческих нарушений функционирования ЦНС. Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшими как результат осложненных бере­менности и родов, соматических заболеваний ребенка в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания: гиперактивный ребенок может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекае-мость, он реагирует на любой звук, на любое движение. Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: «сначала сделает, а потом подумает». Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него: например, бежит по улице, не глядя на приближающийся тран­спорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о ее последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть очень рано. У младенцев повышенный мышечный тонус, они чрезмерно чув­ствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетли­вой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятель­ность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома — 6-7 лет. Его главными харак­теристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенден­ция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них; ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправ­ляемы, гневливы, не относясь при этом к разряду гиперактивных. Не следует любого возбудимого ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны сле­дующие проявления в поведении ребенка:

    сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спо­койно сидеть; все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах;

   легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;

    не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в раз­личных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.);

    на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;

    плохой аппетит;

    не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.);

    пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка этих симптомов, которые наблюдаются в тече­ние как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза «синдром дефицита вни­мания» является прерогативой врача, и в преодолении синдрома часто важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо, чтобы такой ребенок находился под наблю­дением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначенного лечения, но в значительной мере и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реак­ций на замечания сильно раздражают родителей, вынужденных прибегать к частым, но нерезультативным наказаниям, приводя­щим ребенка к низкой самооценке. Это может быть вызвано и тем, что дети часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учебу которых ставят им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся «отверженными», т.к. они не умеют уступать, ладить с другими, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбужде­ния могут даже сломать, попавшийся под руки предмет или бро­сить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации

 

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух край­ностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной сто­роны, ас другой — предъявления повышенных требований в соче­тании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного тер­пения.

Неблагоприятное педагогическое воздействие может вызвать у детей деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие его формы. Взрослым необходимо прочувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с трудностями. Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых нужны внимательность и самоконтроль. Примерные сценарии таких игр мы приводим ниже. Старайтесь придерживаться «позитивной модели» воспи­тания, т.е.:

    хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи — это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах;

    обязательно поддерживайте четкий распорядок дня (время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку — режим формирует опору для ребенка);

    полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия (найдите воз­можность расходования его избыточной энергии);

    помните, что пребывание в общественных местах оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие; оберегайте его от утомления;

    играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шум­ной компании;

    говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно; избегайте повторений слов «нет» и «нельзя»; напрасно не угро­жайте наказанием;

    давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, за который он мог бы его завершить;

    поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работу с кубиками, раскра­шивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным воз­можностям ребенка е учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необхо­димо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель — достигнутой. Для подвижных, неусидчивых детей недопустима вседозволенность: они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощ­рение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки. В качестве «нака­зания» за отсутствие старания в концентрации внимания можно предложить, но с улыбкой и заранее оговорив условия, какую либо физическую нагрузку, к примеру, 5-10 отжиманий или при­седаний. Такие переключения способствуют торможению бета-ритмов мозга — носителей перевозбуждения.

Гиперактивные дети требуют постоянного внимания учителя, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не спо­собствует решению существующих у ребенка проблем. Если учи тель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.                                                                                            

Во время проведения уроков рекомендуем:

    особое внимание уделяйте индивидуальной работе;

    по возможности, игнорируйте вызывающие поступки ребенка;

    ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за пар-топ для гиперактивного ребенка: в центре класса, напротив доски;                                                                                               

    используйте в классе методики блиц-опросов, но ставьте при этом только хорошие отметки, обозначив это как принцип. У гиперактивных детей часто великолепная реакция — они могут быть успешными. Да и для других учеников участие в блицах, где они могут заработать хорошие оценки без риска, — хорошая возможность поправить дела. Кроме того, блицы — это стимул готовить домашние задания;

    предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

    учебные занятия стройте по четко распланированному, стерео­типному распорядку;

    научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать собы­тия дня. Это способствует развитию рефлексии (отслежива­ния) и планирования своих будущих дел;

    задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске;

    предъявляйте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы;

     во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спор­тивные упражнения;

    рассаживайте гиперактивных детей, если их в классе несколь­ко, по разным рядам, но при этом старайтесь сажать их на пер­вые парты — меньше объектов для отвлечения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном под­ходе двигательная расторможенность к. подростковому возрасту уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импуль­сивность поступков, но это не препятствует благополучному лич­ностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться уста­навливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков имеет предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влече­ний. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими людьми. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики с учетом физиологических ресурсов ребенка и уровня его интеллектуаль­ного развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воз­действие и вера в его возможности помогут ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

 

 

 

 

 

Игры, направленные на психокоррекцию гиперактивности у детей

 

Эти игры разработаны Ю.С. Шевченко — доктором медицин­ских наук, заведующим кафедрой детской и подростковой пси­хиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования.

Предлагаем для использования в свободное от обучения время три группы развивающих игр для детей с синдромом гиперактив­ности, которые можно чередовать в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий и использовать как в школе, так и в домашних условиях.

1. Тренировка внимания

«Слалом-гигант»

Из стульев строят две параллельные «трассы слалома», кото­рые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь впе­ред спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

«Гонка за лидером»

Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Тот, кто до финиша три раза задел стул, считается побежденным.

«Запомни ритм»

Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритми­ческую модель, которую он воспроизводит с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи (1-1-3-4-2), где цифра изображает число хлопков, а тире между ними — паузы. Для облегчения задачи пред­лагается вслух считать число хлопков в соответствии с записью. После освоения всеми ритмической модели она воспроизводится по кругу в нарастающем темпе. Сбившийся с ритма выбывает.

«Машинка»

По той же схеме, что и в предыдущей игре, осваивается панто­мимическая модель, состоящая из последовательных групп дви­жений, каждой из которых дают условные обозначения (два «квадрата», две «гармошки», один «квадрат»...).

На основе вышеописанных игр предлагается игра «Повтори за мной».

Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель, достаточно сложные. Если соперник не сумел точно их воспроизвести, автор должен сам повторить свои действия — в противном случае выбывает он. Если автор правильно воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же послед­ний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.

«Шапка-невидимка»

Под шапку складывают несколько предметов. Шапку подни­мают, и в течение 3 секунд надо запомнить все предметы. Затем предметы снова накрывают шапкой, и дети по очереди перечис­ляют их.

 

Игры   на   распределение   внимания:

 

    «Мяч в круге»: стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман;

    «Броуновское движение: участники по очереди вкатывают в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пре­делы круга;

   «Волейбол без мяча»: две команды по шесть человек имити­руют игру в волейбол по правилам (на три паса), но без мяча, а за счет обмена взглядами и соответствующих движений.

 

2. Тренировка усидчивости

 

«Скамья запасных»

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, вся команда получает штрафное очко или считается проигравшей.

«Восковая скульптура»

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор».

«Живая картина»

Создав сюжетную сценку, ее участники замирают в опреде­ленных позах до тех пор, пока водящий не отгадает название картины.

«Автомобиль»

Дети выступают в роли деталей автомобиля («колеса», «дверцы», «багажника», «капота» и т.п.), из которых водящий собирает авто­мобиль.

«Море волнуется» и другие игры типа «Замри — отомри».

3. Тренировка выдержки контроль импульсивности

 

«Сила честности»

Каждый член команды (по очереди) отжимается от пола столько раз, сколько сможет, но «честно», т.е. не сгибаясь, полностью каса­ясь грудью пола и поднимаясь на вытянутых руках. Как только «честный» отжим не получается, игрока сменяет партнер по команде, а сам он становится в конец строя. Побеждает команда, первой выполнившая 100 «честных» отжиманий.

Вариант игры: качание пресса.

«Съедобное несъедобное», «Черное с белым не носить, "да" и "нет" не говорить» и подобные игры, требующие само­контроля во избежание импульсивных реакций.

«Продолжи ритм»

Каждый участвует в непрерывном воспроизведении освоенного ритма, имея право только на один хлопок после соседа в круге. Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузы или сде­лавший лишний хлопок выбывает.

«Скалолазы»

Участники должны пройти вдоль свободной стены к противо­положному углу, прислоняясь к ней последовательно минимум тремя конечностями. Тот, кто оторвал от стены или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и воз­вращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

«Личный подвиг»

Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание: подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать ТО, ЧТО ОН хочет сказать; вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку для ответа.

Добившись оптимальных результатов проявления внимания, самоконтроля и усидчивости, можно переходить к играм, сочета­ющим требования к двум функциям: внимание + усидчивость; внимание + сдержанность; усидчивость + сдержанность.

 

 

 

 Для консультаций с учителями и родителями

 

СНИЖЕНИЕ И ПОТЕРЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

 

Основные факторы и причины

 

Одна из основных проблем современной школы — нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других — по разным причинам утрачивается со временем. В новой школе есть множество пред­посылок для повышения уровня мотивации к обучению — надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Сейчас мы не рассматриваем причину, которая неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мы поговорим о детях без патологии, с интеллектом возрастной нормы, о детях, которые могут успешно учиться, но почему-то не хотят.

 

САША Г. пришел в школу в возрасте 6 лет. При обследовании показал достаточно широкий кругозор, великолепную память, прочел без запинок несколько стихов, составил рассказ по картинке, хорошо справился с заданием по классификации предметов. Но вот начался учебный процесс, а вместе с ним у Саши возникла масса проблем. На уроках вертится, быстро устает, рассеян. Тяжко вздыхает, беря ручку, что-то недолго пишет. Потом вдруг достает из-под парты машинку и направляется в раздевалку, объясняя: «Все, устал». Дома родителям заявляет: «Не хочу я в вашу школу».

 

Большая ошибка родителей — полагать, что ребенок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность — это не сино­ним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребенка подчи­няться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Конечно, ребенку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребенка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него появляется уме­ние преодолевать себя.

Нельзя сбрасывать со счетов и биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Важно знать, сфор­мирована ли рука. Проверить это можно, попросив ребенка ста­вить точки в клеточке. В норме за 1 минуту ребенок проставляет 70 точек. Если результат ниже, вполне возможно, что рука еще не окостенела. Родители могут сделать рентген кисти ребенка, чтобы удостовериться, так ли это. Что касается зубов, то к моменту по­ступления в школу у ребенка должны смениться 4 передних зуба (2 внизу и 2 вверху). Биологически не созревшего ребенка лучше в школу не отдавать — проверено опытом. Представьте, сколько проблем возникнет, если рука не готова к письму: ребенок будет плохо писать, быстро уставать, а родители вкупе с учителями — «истязать» его написанием палочек. Где гарантия того, что дитя не начнет тихо ненавидеть школу? Сколько бы мы ни наблюдали за шестилетками в первом классе, убеждаемся, что они гораздо хуже, нежели семилетки, адаптируются к обучению.

Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В совместной игре ребенок учится следо­ванию определенным правилам, выработке деловых контактов — подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой не­успеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

 

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе — это:

    заниженная мотивация к обучению;

    интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

    отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

    несформированность учебной деятельности;

    неумение действовать по инструкции взрослого;

    отсутствие способности к поиску разнообразных способов дей­ствия.

Сформировать мотивацию к обучению — это не просто «зало­жить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.

Мы часто сталкиваемся с тем, что школьники элементарно не умеют учиться. Младший школьный возраст — сензитивный период для того, чтобы заложить основу для умения учиться. Если этого не сделать в данном периоде, то в последующие годы всякая учеба будет для школьника трудным и малоприятным делом.

 

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 1) неумение учиться; 2) ошибки воспитательного характера.

Взрослые внушают ребенку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специаль­ность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интере­сует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не при­учили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учебу и не­взлюбить.

С точки зрения взрослого -- все просто, а с точки зрения начинающего школьника — все трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков — это следствие несформированности тех психоло­гических механизмов, которые необходимы для успеха. Часто дети с хорошими способностями и развитым интеллектом имеют неудовлетворительные оценки из-за отсутствия самодисцип­лины и неумения управлять собой. Бывает, что из-за частых пропусков у ребенка возникают пробелы в знаниях, умениях, навыках, причем это касается не только учебы, но и общения и поведения.

 

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

    неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни — что после этого для него переживания но поводу оценок и учебы вообще?!);

    отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзор­ность в быту;

    нарушение единства требований к ребенку;

    неправильные методы воспитания — подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

    завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;

    «убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.).

 

Рекомендации родителям

 

Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребенка за отсут­ствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль скоро их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребенка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учебы и школы.

Помните, что ребенок сменил ведущую деятельность с игро­вой на учебную. Эта новая и непривычная деятельность, в кото­рой ребенок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать вни­мания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уде­лять повышенное внимание. Неправильные методы приводят к неуспешностл и чреваты потерей мотивации к обучению.

Важно проводить разъяснительную работу с родителями. Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Понятно, что дел у каж­дого много — и дома, и на работе. Но если в доме появился уче­ник, откажите себе в просмотре телевизора, чтении интересного журнала, болтовне по телефону. Уделите время ребенку. Мало ли чего он не понял в школе! Раз не понял, два не понял, а затем — отставание со всеми вытекающими последствиями.

Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться. Необходимо объ­яснять родителям, что учитель ведет фронтальное обучение с 30-35 учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель вынужден ориентиро­ваться на основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Однако даже родители, которые всей душой стараются помочь детям, часто допускают ошибки.

 

Мальчик не может решить задачу. Папа садится и решает ее сам. При этом он комментирует процесс решения. Ребенок слушает. Закончив, папа спрашивает: «Ну что, понял?» — «Вроде понял», — говорит сын. Ему действительно кажется, что все понятно, потому что на данном этапе он запомнил действия папы. Но поскольку он делал задание не сам, то где гарантия, что другую подобную задачу он сможет решить самостоятельно?

 

В приведенном примере ребенок фактически был пассивным созерцателем-слушателем, а задание вместо него делал папа, т.е. ребенок не учился решать задачу, а манипулировал родителем. Психологи утверждают, что на слух человек воспринимает и запо­минает всего 2% информации: как говорится, «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Подобный стиль занятий ведет к тому, что школьник теряет способность делать умственные усилия и ста­новится умственно пассивным.

Кроме того, распространенной ошибкой является то, что роди­тели имеют одни представления и требования, а учителя — не­сколько иные. Родитель, говоря ребенку «Молодец, хорошо!», сравнивает только успехи своего ребенка — вчера было плохо, сегодня чуть-чуть лучше. Учитель ту же работу ученика оценит как «плохо», ориентируясь на средний уровень класса, т.е. на усредненную норму. В итоге получается, что родители хвалят, а учитель ругает, и ребенку в таких условиях трудно определить критерий: «что такое хорошо, а что такое плохо».

Во избежание подобных случаев родителям необходимо иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка будет создан образ врага — учителя (мама хорошая — хва­лит, учитель плохой — ругает). Это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Психоаналитики, изучая семейное воспитание, проанализи­ровали различия детей по степени выраженности мотива к дости­жению успеха. Аткинсон Дж. и Макклеланд Д. пришли к выводу, что этот мотив складывается из двух: стремления к успеху и избежания неуспеха. При низкой мотивации к обучению ребенок предпочитает не добиваться успеха, а избегать неудач. Экспе­риментаторы доказали, что высокая мотивация формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пони­манием. И напротив: в семьях, где процветали жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался мотив избежания неудачи.

 

ЖЕНЯ П. учится в 6 классе. Подвижен, вертляв. Первые два года учился неплохо за счет хорошей памяти, хотя внимание всегда было рассеянным. По мере усложнения программы отсут­ствие внимания стало значительным препятствием к усвоению материала, началось отставание. Кроме того, никто не занимался формированием у Жени навыка умения учиться. Учительница часто раздражалась, стыдила ребенка при всех. Практически всегда мальчик оказывался в ситуации неуспеха. Родители, бан­ковские работники, времени ребенку почти не уделяли, как-то больше уповали на школу. Начальную школу Женя закончил «круг­лым» троечником. Сегодня, в 6-м классе, он учиться совсем не хочет. То нет тетради, то нет ручки, то еще какая-нибудь причина находится.

 

Мотивация к обучению в данном случае была утрачена еще в начальном звене. Это вина как родителей, так и учителя, кото­рый видел ребенка исключительно через призму собственных оценок. У Жени, при отсутствии каких-либо нарушений в позна­вательной сфере и психике, — низкая самооценка, учебные пока­затели крайне низкие.

Важно помнить, что в жизни многое важнее, чем академиче­ская успеваемость. (Можно прожить со средними знаниями и быть личностью.) Куда хуже, когда нет позитивного самовосприя­тия, самооценка заниженная, а значит, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности — попробуйте с таким бага­жом выжить и добиться жизненного успеха! К сожалению, при равнодушном подходе современная школа убивает личность весьма искусно.

ВЛАДИК К., ученик 5 класса. На уроках занимается чем угодно — только не уроками. Рисует кубики, кружочки. Если его активно потормошить, так и быть — достанет тетрадь и начнет писать. Но тормошить приходится беспрестанно. Владик — единственный ребенок в классе, который в анкете по поводу отношения к учебе написал: «Могу учиться, но не хочу».

Способности хорошие. На консультацию пришла мама. Воспи­тывает сына одна, при этом с утра до ночи на работе. Владик пре­доставлен сам себе, все свободное от школы время проводит за компьютерными играми. Мама в отчаянии. Сам Владик поведал, что за хорошие оценки мама ему платит. В школе ему неинтересно, но ради материального поощрения он готов «помучиться». В неделю ему удается «заработать» до 200 рублей.

 

Имея хорошие задатки, ребенок не приучен трудиться. Просто так усилий вообще прилагать не хочет, за деньги — другое дело. При этом борется ученик не за знания, а за оценку, что совсем не одно и то же. Иногда он просто донимает преподавателей, выклян­чивая балл повыше. Процесс познания весьма условный.

Мнения по поводу таких методов поощрения и стимулиро­вания детей за хорошую учебу разные. Для американского менталитета платить за учебу — явление вполне нормальное и часто используемое. Для нас это непривычно. И трудно советовать такой способ. Это все-таки палка о двух концах. Где гарантия, что впоследствии ставки не будут возрастать? Где уверенность в том, что ребенок спустя какое-то время бесплатно и книгу в руки не возьмет?

Конечно, поощрения нужны. Может быть, лучше всеми силами пытаться привить интерес к познанию? В качестве поощрении вместо меркантильных можно рекомендовать совместные походы с ребенком, экскурсии в зоопарк, цирк, кинотеатр и т.п.

 

Рекомендации педагогам начальных классов

1.     Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий. И тогда ребенок, возможно, перестанет тревожиться (тревожность — большой тормоз в мотивации к обучению) и улучшит свои показатели. Одновременно убедительно хвалите его и ставьте в пример классу, если есть за что.

2.     Прививайте детям уважение к умственному труду. Для поло­жительного примера можно привлечь ребенка к проверке тетра­дей и т.п. занятиям.

3.      Несмотря ни на что, приучите ребенка готовить домашнее задание. Это самая главная мера, предупреждающая нежела­ние учиться. Здесь уместны блиц-опросы без плохих оценок.

4.     Рекомендуйте родителям советоваться с вами по подготовке домашнего задания. Попросите не перегружать ребенка выпол­нением домашнего задания, если «не идет». Продолжительность домашней подготовки не должна превышать 2 часов.

5.     Время приготовления уроков должно быть постоянным. Если сегодня ребенка усадили за уроки сразу после школы, завтра — после прогулки, послезавтра — глубоким вечером, он не будет организованным, не будет воспринимать домашние задания как важное и обязательное дело. Фиксированное время выра­батывает предрасположенность к умственной работе и, таким образом, — определенную установку.

6.      Успех вскармливает успех. Лучший источник мотивации неуспе­вающего ученика — сознание того, что у него что-то получается.

 

 

 

 

Рекомендации педагогам средних и старших классов

 

А что делать, если речь идет о сложных случаях, когда упущены возможности формирования «умения учиться», произвольного поведения? Это особенно касается детей подросткового возраста.

Если маленький ребенок почти не оказывает сопротивления воспитательному воздействию, то подросток сложен хотя бы потому, что его возраст — это время самого активного неповино­вения взрослым за весь период развития.

Что делать? Попробуйте сыграть на том, что время отрочества — время познания себя, осознания своих достоинств и недостатков, время самовоспитания, наконец. Кроме того, если вы, педагоги, сегодня не авторитет для подростка, наверняка есть другие взрос­лые, мнением которых он дорожит. Подключите их, надавите на самолюбие подростка. Подростковый возраст — возраст поиска идеала для подражания. Ответы на два вопроса: «Какой я?», «Кто я?» (в смысле кем быть?) — вот что всерьез тревожит его сегодня. Путь конфликтов и наказаний на этом этапе не сработает — лучше протяните руку помощи!

 

Главная задача — установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Начните со сдержанного отношения к школьным неуспехам. Нужен кон­троль-помощь, а не контроль-давление. Важно поднимать тему профессиональной ориентации. Проведите в классе обсуждение профессиональных перспектив и возможностей. Предложите про­листать справочники учебных заведений, выписать интересу­ющие направления, можно даже обсудить на выбор (анонимно) несколько вариантов. В подростковых головах масса иллюзий — они будут благодарны за любую помощь в этом важном для них вопросе. Укажите, какие навыки могут быть востребованы в той или иной профессии.

 

Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но будет и взлет!

 

Избегайте жесткой, прямолинейной помощи. Старайтесь, чтобы подросток обратился к вам за помощью сам.

 

 

 

РАЗЛИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

Проявление агрессивного поведения

 

Агрессивные дети и подростки, при всем различии их лично­стных характеристик и особенностей поведения, отличаются и некоторыми общими чертами: бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как правило, низкий уровень интел­лектуального развития, повышенная внушаемость, склонность к подражательности, ограниченность нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых.

У таких подростков обычно односторонняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими меха­низмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессив­ных подростков встречаются и дети, хорошо развитые интеллек­туально и социально. Для них агрессивность — средство поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к официальному руководству школы, выражающейся в их подчеркнутой независимости. Они претендуют на неформаль­ную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой, возможно, и потому, что, стремясь к успеху, они могут использовать привлекательный для всех подростков «принцип справедливости». Не случайно вокруг них группируются не очень разборчивые в целях и средствах подростки. Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказывается беззащитным перед наглостью и цинизмом, особенно если этот цинизм представлен как моральный принцип: «выживают сильные, слабые вымирают». Для некоторых под­ростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Все чаще встречаются случаи агрессивного поведения девочек.

Изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жесто­кость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность в процессе стихийно-группового общения могут принимать устой­чивый характер.1

Непременным условием делинквентного (нарушающего право — лат.) поведения является избыток свободного времени, отсут­ствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопека, так же как и безнадзор­ность, нередко способствует делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят свое выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может огра­ничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррек­ции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррек­ции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социаль­ную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика девиантного (отклоняющегося —лат.) поведения несовершеннолетних становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Повышать эффективность ранней профилактики необходимо в следующих основных направлениях:

    выявление неблагоприятных факторов и дссоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обу­словливают отклонения в развитии личности несовершенно­летних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

    современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. Отсюда — необходимость системного анализа индивидных,

личностных, социально-психологических и психолого-педагоги­ческих факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых следует строить и осуществлять воспитательно-профилактическую работу по пре­дупреждению этих отклонений.

Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, систем­ный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа помогают предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому пере­ходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая — у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизм;) проявляется у детей руководящих работников.

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа за­крепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство необходимой дистанции, ощущение допу­стимого и недопустимого приводят к непредсказуемым событиям.

Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравирование невы­полнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки получают большое количество «лишнего времени». Но именно такие подростки не умеют содержательно проводить досуг. У подавляющего большин­ства из них отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра.

Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголь и наркотики тесней­шим образом вплетаются в структуру их девиантного образа жизни. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.1 Когда подростки объясняют свои плохие поступки, выявляются их неправильные представления о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.2

Установлено, что среди подростков, осужденных за агрессив­ные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.3

На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности (см. табл.).

Таблица

Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

 

 

 

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

Физическая

Косвенная

Вербальная

Негативизм

10-11-летние подростки

49%

32%

44%

45%

12-13-летние подростки

56%

48%

51%

64%

14-15-летние подростки

61%

51%

72%

65%

 

Анализ приведенных в таблице данных свидетельствует о том, что у 10-11-летних детей преобладают физические формы агрес­сивности. Особенно быстрыми темпами по мере взросления под­ростков растет негативизм, все сильнее проявляется вербальная агрессия.

Анализ проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из раз­ных социальных групп дает необходимую ориентацию в харак­тере сфер личности детей, развивающихся в различных микро­средах, и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

Причины, порождающие детскую агрессивность

Проявления агрессивности в той или иной мере встречаются почти у всех детей как следствие недостаточной произвольно­сти поведения и несформированности моральных норм. В усло­виях неправильного воспитания эта особенность может закре­питься и впоследствии перерасти в устойчивую черту поведения. По отношению к сверстникам агрессивность продолжает оста­ваться распространенным типом реагирования на протяжении всего дошкольного детства.

В психологии различают так называемые инструментальную и враждебную агрессии.

Вторая имеет своей непосредственной целью причинение стра­дания и у детей встречается довольно редко. Инструментальная агрессия сопровождает действия, направленные на достижение некой нейтральной цели. Большинство агрессивных проявлений детей оказываются инструментальными и сосредоточиваются вокруг предметов: дети пытаются отнять друг у друга игрушки и лакомства либо активно защищаются от таких попыток. В подоб­ных ситуациях агрессивность, если она не выходит за разумные пределы, играет даже положительную роль. Она выступает неотъ­емлемым элементом борьбы ребенка за свои права, за достиже­ние желаемого результата.

Однако если ребенок избирает исключительно агрессивную стратегию поведения, он в итоге оказывается в проигрыше, по­скольку для успешного существовании в мире людей важно не столько умение подавить другого человека, сколько наладить с ним конструктивное сотрудничество. Если же ребенок с помощью простейшей стратегии — враждебных и насильственных дей­ствий — неоднократно добивается успеха, то он теряет интерес к освоению более конструктивного поведения. Агрессивность таким образом закрепляется, и взрослеющий человек приобретает «ореол» недоброжелательности и неуживчивости.

Хотя уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные разли­чия в склонности к агрессивному поведению. Например, рожде­ние нового ребенка в семье или развод родителей могут вызвать временное усиление агрессии. Но агрессия, которая сохраняется более нескольких месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного ребенка восприни­мать действия другого как враждебные может быть частью пороч­ного круга, в котором подкрепляется и усиливается агрессивность. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате такой ребе­нок часто сам подвергается нападкам со стороны других детей, и его уверенность во враждебности намерений других укрепля­ется.

Установлено, что закрепление форм агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий, к которым можно отнести авторитарный стиль воспитания, недо­статки нравственного воспитания, деформацию системы ценно­стей в семейных отношениях и т.н. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивных действий.

Отрицательное влияние на детей и подростков оказывает также некритическое восприятие некоторых кино- и видеофильмов, в которых агрессивное поведение персонажей преподносится как образец мужества и силы. Например, некоторые средства массовой информации возводят агрессивность на высшую ступень поведен­ческих реакций человека. Американские психологи Дж. Нельсон, Лини Лотт и X. Стефен Гленн так видят эту проблему: «Мы пла­тим агрессивному спортсмену миллионы долларов в год и в то же время не платим достойную зарплату учителю, пытающемуся донести достижения цивилизации следующему поколению». Неправда ли, ситуация созвучна нашей?

Как же преодолеть агрессивное поведение у ребенка? Какими способами можно преодолеть агрессивность взрослого человека? Как реагировать на поток агрессии в свой адрес?

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по профилактике

и способы преодоления типичных отклонений

в поведении школьников

 

Коррекционная работа с подростками по профилактике откло­нений в поведении имеет свои особенности. На начальных этапах не рекомендуются групповые формы такой работы. Не говоря уже о практически неизбежной при этом отрицательной реакции подростков, консолидации их в группу, индивидуальная работа более эффективна. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отноше­ний и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа — как индивидуальная с членами семьи, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуаль­ной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказы­ваются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять фор­мированию круга интересов подростка — также на основе осо­бенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени под­ростка — «времени праздного существования и безделья» — путем привлечения его к положительно формирующим личность занятиям: чтению, самообразованию, музыке, спорту и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного вре­мени — «ничегонеделанья» — неизбежен возврат подростка в асо­циальную компанию и рецидив делинквентности.

Направляйте детей в спортивные школы, приучайте их к еже­дневной гимнастике, «подсовывайте» гантели и эспандеры, желез­ные гири и боксерские перчатки. Пусть «колотят» друг друга в мирной драке, только бы не допустить, чтобы агрессия накап­ливалась подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

Исходя из того, что развитие ребенка осуществляется в дея­тельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции как взрослый среди взрослых, необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает подростку возможность реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Фельдштейн Д.И. выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл ее состоит для подростка в том, что, участвуя в ней, он фактически приоб­щается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток признается взрослыми как равноправный член общества. Это создает опти­мальные условия и для реализации его потребностей. Такая дея­тельность предоставляет подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы его жизнедеятельности.

Но методы и принципы такой деятельности требуют значи­тельной корректировки при включении в нее подростков, отлича­ющихся повышенной агрессивностью. Прежде всего необходима организация системы развернутой деятельности, создающей жест­кие условия, определенный порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности при­общения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности — трудовой, спортивной, художест­венной, организаторской и др. — важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, четкого построения этой деятельности.2

Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания: формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, навыков межличностных отно­шений.

Попытайтесь ответить на вопросы:

  Что стоит за агрессивностью?

  Почему он так себя ведет?

  Уверен ли Ваш ребенок в том, что единственный путь полу­чить желаемое — это вести себя агрессивно или таким обра­зом он старается наказать того, на кого рассердился?

  Думает ли он, что именно так должен вести себя человек?

  Расстроен ли он потому, что не имеет достаточного опыта для получения необходимого, и не является ли это поведе­ние следствием расстройства или насилия?

Простые попытки видоизменить поведение не решат эту проб­лему. Помните, что только через наше поведение и отношения с детьми мы можем уравновесить негативное влияние окружающей среды и сформировать у них адекватные способы реагирования на различные ситуации.

Одной из самых частых причин агрессии ребенка является агрессивное поведение по отношению к нему родителей или дру­гих взрослых. Физически наказывая ребенка, родители должны понимать, что они демонстрируют свое агрессивное поведение по отношению к нему. Активная вербальная, т.е. словесная, агрессия (оскорбления и т.н.) провоцирует аналогичное поведение у ребенка. Поэтому избегайте применения силы в ответ на агрессивное пове­дение, как и нарастания агрессии, пасуя перед ней.

Вместо этого важно признать необходимость поиска путей реше­ния: «Я вижу, что это действительно важно для тебя. Когда ты захочешь попросить моей помощи, сделай это вежливо, и я тебе помогу. Мы вместе это обсудим».

Если ребенок обижает других, покажите ему, что Вы понимаете его чувства (он может быть обижен, расстроен), но хотите знать причину, т.к. мыслей Вы читать не умеете. Когда Вы обнаружите, что беспокоит ребенка, успокойте его, скажите, что все в порядке, что Вы разделяете его обиду и поможете найти выход из создав­шегося положения.

Другой причиной агрессии в детских коллективах или семьях, где воспитывается более одного ребенка, является осознанное или неосознанное выделение или противопоставление одного или нескольких детей остальным. В данной ситуации, если это возможно, старайтесь объединять детей обращением «ребята». Старайтесь отметить положительные и интересные стороны каж­дого, при этом не выпячивая недостатки одного и достоинства другого. Если в данный момент по отношению к кому-либо из детей Вам трудно это сделать, ответьте себе на вопрос: что мне нравится в этом ребенке?

Другой компенсацией недостатка внимания для ребенка будет наличие у него в классе определенных обязанностей и различных поручений, которые дадут ему возможность ощутить свою зна­чимость и позволят предупредить агрессию.

Учитесь прислушиваться к чувствам детей, поощряя их откро­венность. При этом важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние, будучи в этом примером для своего ребенка (я сержусь; мне обидно и т.п.).

Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: например, злиться может любой человек. Здесь важно помочь детям выбрать форму повеления, которая выражала бы их чувства, не обижая окружающих.

Если на Вас обрушилась агрессия ребенка, необходимо поста­раться ощутить свою уверенность, помня о том, что в основе агрессивного поведения лежит внутренняя неуверенность. Затем спокойным тоном попытайтесь «самортизировать» ситуацию: «Я вижу, что ты сейчас сердишься. Но в таком эмоциональном состоянии мы не сможем с тобой ничего решить, поэтому я пред­лагаю тебе успокоиться».

Ваш спокойный той «охладит» ребенка, и Вы почувствуете себя более уверенно в данной ситуации. Рекомендуем Вам действовать в технике «заезженной пластинки». Спустя некоторое время, когда страсти улягутся, Вы можете подойти к решению проблемы более конструктивно. Попробуйте сами, а также вместе с ребенком освоить правило действовать в таких напряженных ситуациях не путем оскорблении или даже рукоприкладства, а с помощью мето­дов, более приемлемых социально и морально.

Помните, что агрессия — это естественный процесс, сопро­вождающийся выбросом большого количества энергии. Следова­тельно, Ваша задача — направить эту энергию в другое русло (например, стереть с доски). Для ребенка таким вариантом реаги­рования может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать какие-либо палки и т.п. Можно завести для этой цели какую-либо подушку или другой предмет, на который ребе­нок сможет направить свою агрессию.

Важно помнить, что в коллективах, где не признают возмож­ности существования такого вида поведения, как агрессивное, и па него существует запрет, агрессию преодолеть гораздо труднее. Тогда она может приобрести иные формы, опасные для самого агрессора. Эта опасность скрыта в подавлении агрессии, когда внешних проявлений агрессивного поведения не наблюдается, но при этом возникает аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная про­тив самого себя. Она является основой многих соматических и нервно-психических заболеваний у детей (грызение ногтей, тики, энурезы, энкопрезы, заболевания желудочно-кишечного тракта и многое другое).

Таким образом, для педагога важно как можно раньше заме­тить, что ребенок злится, а его не понимают. В этот момент взрос­лому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься...», чтобы погасить пожар. Чтобы было легче уловить нужный момент, необ­ходимо обращать внимание на внешние признаки агрессии:

   сдерживает дыхание, зажато горло (ребенок пытается чего-то не сказать);

    скованность в груди (пытается не проявить себя каким-либо образом, т.е. подавить чувства);

    напряжение в руках, сжаты кулаки (пытается чего-то не сде­лать);

    закрывает глаза (старается не видеть то, на что злится);

    «набыченный» подбородок.

Как только Вы увидите такие проявления поддержите уче­ника: «Ты сейчас сердишься — может, ты хочешь побыть один? Или хочешь рассказать, что происходит?».

В этот момент на Вас может вылиться море негативных эмоций, но помните о возможности в любой момент «самортизировать» ситуацию спокойным топом и Вашей внутренней уверенной пози­цией.

Дата последнего обновления страницы 13.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»