ПАМЯТКА
для социального педагога при работе с детьми группы риска
Социальный педагог — это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями, а также уметь организовать взаимодействие с внешними структурами
Права ребенка:
- Право на жизнь и воспитание в семье
- Право на «достойное» или «надлежащее» воспитание
- Право на образование
- Право ребенка на жизнь и здоровье
Три аспекта деятельности социального педагога:
1. участие в управлении 2. участие в воспитательном процессе 3. участие в организации среды воспитания ребенка.
Участие в управлении школой:
1. Консультирование администрации 2. Методическая работа 3. Внешкольное взаимодействие
Участие в воспитательном процессе:
1.Внутришкольный мониторинг 2. Социально-педагогическая реабилитация
Участие в организации среды воспитания ребенка:
1. Сопровождение ребенка в семье
2. Работа с социальной средой ребенка
3. Участие в работе родительского комитета
РИСК - означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти
Основные группы факторов риска:
- медико-биологические
- социально-экономические
- психологические
- педагогические
Категории детей группы риска
• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
• дети из неблагополучных, асоциальных семей;
• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке
Основные составляющие социально-педагогической работы с детьми группы риска:
• выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними
• непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми
группы социально-педагогических технологий:
• 1. организационные социально-педагогические технологии
• 2. социально-педагогические технологии индивидуальной работы
В банк данных включаются сведения о детях и подростках:
• из семей, находящихся в социально опасном положении;
• безнадзорных или беспризорных;
• занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
• совершивших преступление или правонарушение;
• состоящих на учете в ОДН РУВД;
• состоящих на внутришкольном педагогическом учете;
• склонных к пропускам учебных занятий
Номенклатура дел социального педагога в акцию «Дети улиц»:
1. Выявление, учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия ;
2. Организация работы в соответствии с Регламентом межведомственного взаимодействия по оказанию выявленным детям и семьям группы риска социально-педагогической и социально-психологической помощи в соответствии с планом мероприятий по реализации программы реабилитации семьи и ребенка (детей) группы риска;
3. Корректировка банка данных детей микрорайона;
4. Корректировка банка данных несовершеннолетних, систематически самовольно уходящих из семей и госучреждений;
1. Корректировка банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении
2. Корректировка банка данных детей и подростков группы риска;
3. Выявление, учет и принятие необходимых мер в отношении необучающихся несовершеннолетних, учащихся МОУ, выяснение причин пропусков занятий, определение форм их дальнейшего обучения и воспитания;
4. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога и выявленных в ходе акции беспризорных и безнадзорных детей;
5. Разработка и утверждение программ социально-педагогической реабилитации;
6. Обеспечение условий реализации программ;
7. Консультирование.
Е.В. Карлюк - социальный педагог высшей категории МОУ СОШ № 30 (филиал), руководитель МО социальных педагогов Центрального района г. Челябинска