Модель внеурочной деятельности МОУ СОШ № 30 (филиал)
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Цель внеурочной деятельности: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить важные задачи:
· обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
· оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
· учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
· создать условия для выявления потенциальных возможностей и интересов, оказания помощи в самореализации,
гражданском становлении личности через участие детей:
1) в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования как на базе ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;
2) в общественно-полезной, социально-значимой деятельности: разработка и реализация социальных проектов, участие в гражданско-патриотических акциях;
3) в походах, экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ;
Модель внеурочной деятельности предполагается реализовать на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог- психолог, учитель- логопед, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования.
Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
· взаимодействует с педагогическими работниками;
· организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
· организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей детельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
· организует социально-значимую, творческую деятельность обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Проблемно ценностное общение используют в своей деятельности социальный педагог, психолог.
Данная модель отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей по созданию условий для развития творческих интересов детей, включения их в разнообразные виды деятельности.
Виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• проблемно-ценностное общение;
• досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
• художественное творчество;
• общественно- полезная деятельность;
• спортивно-оздоровительная деятельность;
• туристско-краеведческая деятельность.
Школа предоставляет возможность обучающимся выбора видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования, обеспечивая развитие общекультурных интересов и решения задач нравственного, гражданского воспитания, социального и профессионального самоопределения детей через внеурочную деятельность.
Модель организации внеурочной деятельности в ОУ построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с учреждением дополнительного образования детей МУДОД ЦВР «Истоки».
Внеурочная работа соответствует требованиям к содержанию, целям и задачам воспитания, установленным в федеральных нормативных документах. Кружки, секции и другие формы организации внеурочной работы по своему содержанию, целям и задачам соответствуют социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.
Внеурочную деятельность мы рассматриваем как понятие, объединяющее все виды деятельности учащихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внедряя ФГОС второго поколения внеурочная работа в 1-х классах на 2011-2012 уч. год включает в себя:
1. Деятельность классных руководителей, педагогических работников служб сопровождения способствует развитию социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни. Классные руководители организуют воспитательную деятельность коллектива класса, направленную на социализацию личности через разнообразные формы:
· Урок знаний,
· Декада краеведения, посвященная Дню рождения города Челябинска;
· Конкурс сочинений, Конкурс рисунков «Челябинск будущего»
· Экскурсии
· Посещение театров
· Игровая программа «Правила движения каникул не знают!»
· Акция «Чистый город»
· Неделя русского языка и литературы
· Конкурс чтецов «Шаг к Парнасу»
· Конкурс «Мастерили вместе с мамой»
· Новогодние праздники для школьников
· Конкурс новогодней игрушки «Зимняя фантазия»
· Фестиваль новогодней сказки.
· Конкурс чтецов
· Мастерская Деда Мороза.
· «Веселые старты»
· Конкурс снежных и ледяных фигур.
· «Зимние забавы» - подвижные игры
· Русские народные игры
· «Веселый этикет», игровая программа
· Конкурс фотографий «Папа, мама, я – здоровая семья!»
· «Путешествие в страну Витаминию»
· Игровая программа «Чемоданчик смеха»
· Парад школьных войск; конкурс военной песни
· Военно- спортивная игра «Зарничка»
2. Духовно-нравственное воспитание
В осуществлении духовно-нравственного воспитания и развития ребенка ведущая роль принадлежит школе при активном и согласованном участии семьи. Наши первоклассники станут участниками школьных проектов и акций:
· «День рождения школы»
· «День знаний» Торжественная линейка, театрализованное представление «Здравствуй, школа»;
· «Посвящение в первоклассники»
· Детский праздник «Золотая осень»
· День добрых дел
· Праздничные мероприятия ко Дню Учителя.
· Конкурс творческих работ «Лучшей маме на свете».
· конкурса рисунков «Моя Россия, мой город, моя семья»
· Сочинение, рисунки «Моя мама – лучшая на свете»
· Акция «Покормите птиц зимой»
3. Спортивно-оздоровительное направление.
Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение учащихся к занятиям спортом во время работы групп продленного дня и в течение учебного процесса.
· утренняя зарядка,
· физкультминутки на уроках,
· танцевальные переменки
· школьные спортивные соревнования: «Веселые старты», соревнования по шашкам, шахматам, лыжные гонки, первенство по мини-футболу
· дни Здоровья,
· семейные спортивные праздники «Мама, папа, я- спортивная семья»
· часы активного отдыха;
· организация летнего отдыха
· оздоровительные мероприятия
· занятия в секции «Мини- футбол»
4. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей по созданию условий для развития творческих интересов детей, включения их в разнообразные виды деятельности.
Цель и задачи внеурочной работы определили содержание, формы, направления деятельности дополнительного образования во внеурочное время. Привлечение квалифицированных специалистов к осуществлению внеурочной деятельности предоставляет ребенку широкие возможности:
§ Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;
§ ориентация на интересы, потребности, способности обучающегося;
§ возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка;
§ единства обучения, воспитания и развития;
Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности «Уроки творчества», «Радуга».
Содержание деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности, реализовать свои познания и умения в творческом показах, мастер-классах.
4.1. Научно-познавательное направление реализуется на занятиях объединения « Риторика».
Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы: экскурсии в музей, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела. Результатом станет участие детей в Интеллектуальной олимпиаде «Шаг в будущее», «Мой первый доклад», Неделя русского языка и литературы.
4.2. Гражданско-патриотическое направление представлено работой объединения «Зарничка». Деятельность направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Формы работы разнообразны: встречи с ветеранами, тематические праздники, просмотры фильмов.
4.3. Туристско-краеведческое направление представлено работой объединения «Школа юного краеведа». Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии в краеведческий музей, заочные экскурсии, просмотры фильмов.
5. Общественно-полезная деятельность представлена реализацией проекта «Добрые дела», «Чистый город» целью которых является воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда.
Формами занятий с учащимися по данному направлению являются: трудовые акции, экскурсии, тематические беседы, экологические акции (выращивание рассады, организация дежурства в классе).
6. Проектная деятельность предполагает создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.