Программа развития воспитания
«Дети микрорайона – наши дети»
МАОУ СОШ № 30 (филиал)
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами.
Исходное состояние воспитательной системы.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 30 (филиал) расположена в поселке Мелькомбинат 2 Центрального района г. Челябинска. На территории поселка расположены два крупных предприятия пищевой промышленности – КХП им. Григоровича и ОАО «МАКФА».
Население поселка состоит, в основном, из рабочих и служащих этих предприятий, стало быть, и статус родителей учащихся школы составляют в большинстве случаев представители рабочих специальностей (рабочие: матери – 38%, отцы- 36 %; служащие: матери- 39%, отцы – 18 %). Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Сегодня перед семьями учащихся школы, как и перед другими семьями, остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители – ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. В большинстве случаев семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка.
Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса
(по стажу и образованию):
Всего учителей- 26:
Высшее – 24, Среднее специальное – 2
Учителя, имеющие квалификационные категории – 25:
Высшую -17
Первую – 7
Вторую – 1
В МАОУ СОШ № 30 (филиал) на конец года обучается 227 учащихся, это на 2 учащихся больше по сравнению с прошлым годом. По национальному составу в школе обучаются 44 человека мигрантов, что составляет 20% от всех учащихся. Детей из неполных семей – 28 % (также как и в прошлом году), малообеспеченных – 38 % (зарегистрированных в органах соцзащиты – 27 человек (12%), что в среднем на 1% выше, чем в прошлом году; детей из неблагополучных семей в прошедшем учебном году не выявлено; на внутришкольном учете состоит на конец года 1 человек (на 4 человека меньше по сравнению с концом прошлого года), на учете в ОДН – состоит 1 ученица 7 б класса Черкунова Алена. Количество классов, по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 1 - 13 , из которых 3 класса - коррекционных (3б, 7 б, 9 б классы) - на 1 меньше по сравнению с прошлым годом. Всего в школе – 51 детей (СКО) (22,4%) из них 3 имеют компенсирующее обучение.
Таким образом, в 2010-2011 учебном году произошло незначительное увеличение численности учащихся ОУ, но уменьшилось количество классов из-за отсутствия 10 класса (средняя наполняемость классов – 17,4 человек), уменьшилась численность детей из малообеспеченных семей (на 10), хотя, справки из УСЗН, свидетельствующие, что семья зарегистрирована как малообеспеченная, представили только 12 % семей учащихся, незначительно уменьшилось количество детей из неполных семей (на 4 человека). В 2010-2011 году увеличилось количество детей-инвалидов (7 человек - инвалиды с нарушением слуха).
В прошедшем учебном году на педучет было поставлено 4 человек (на конец учебного года -1 (ученик 7 б класса – Сизоненко Денис - за нарушение установленных норм поведения).
На конец учебного года учащихся состоящих на учете в ОДН -1.
На данный момент за совершение правонарушений по ст. 158 УК РФ на учете в ОДН ОМ № 5 УВД по г. Челябинску состоит 1 учащаяся школы – ученица 7 б класса Черкунова Алена. Руководство воспитательной работой в сфере профилактики правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся осуществляет Совет профилактики.
Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН и педучете за последние 3 года:
2009 г. – учет в ОДН - 0; педучет – 4.
2010 г. – учет в ОДН - 0; педучет - 5.
2011 г. – учет в ОДН - 1; педучет – 1.
Дополнительное образование в ОУ:
2009 г. - 10 объединений дополнительного образования;
2010 г. – 10 объединений дополнительного образования;
2011 г. – 12 объединений дополнительного образования.
Результативность воспитательной работы:
Занятость обучающихся, воспитанников во внеучебное время на базе общеобразовательного учреждения:
2009 г. – 295 человек – 117 %;
2010 г. – 334 человек - 145%;
2011 г. – 260 человек – 110 %.
Творческие достижения учащихся общеобразовательных учреждений:
Количество участников различных смотров, конкурсов, олимпиад городского уровня и выше:
2009г. – 76, 2010 г. – 72, 2011г. – 100.
Победители и призеры различных смотров, конкурсов, олимпиад городского уровня и выше:
2009г. – 17, 2010 г. – 36, 2011г. – 70.
Для проектирования Программы нами были обозначены следующие проблемы:
1. Проблема дезорганизации семьи, связанная с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители – ребенок», взаимным отчуждением.
2. Социальная адаптации детей и подростков:
а) социальная адаптация учащихся – инвалидов с нарушением слуха.
б) адаптация учащихся, не имеющих Российского гражданства, в профессиональном самоопределении.
3. Освоение нравственных ценностей во 2 и 3 ступеней образования.
4. Незначительное увеличение количества правонарушений.
Актуальность и новизна Программы.
В контексте происходящих качественных изменений актуализируются вопросы развития воспитания и социализации подрастающих поколений как одного из определяющих приоритетов поступательного развития страны в современном быстро меняющемся мире. Чтобы обеспечить соответствующую социальному запросу модернизацию инфраструктуры детства, назрела необходимость создания Программы «Дети микрорайона – наши дети» по реализации благоприятных условий для нравственного, гражданско-патриотического становления детей и молодежи.
Ключевой идеей Программы является создание воспитательного пространства на основе педагогических технологий, традиций, приоритетных направлений, инфраструктуры, предполагающей продуктивную творческую совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
Новизна предлагаемой Программы определяется практическим подходом к воспитанию детей, творческим осмыслением педагогического потенциала реального опыта социализации детей, носителями которого являются школа, семья и многообразное социальное окружение.
Воспитательное пространство ОУ ориентировано на приоритеты устойчивого развития: создание условий для самореализации подрастающих поколений, формирование ценностных ориентаций, гражданской позиции, толерантности, готовности к сотрудничеству, самообразованию; социальной инициативности, информационной культуры, развитие адаптивных возможностей личности.
В законе РФ «Об образовании» сказано, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и т.д.
Нормативно-правовая основа Программы:
• Закон РФ «Об образовании».
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
· Конституции Российской Федерации; закона Российской Федерации «Об образовании» и Концепции проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
· Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»;
· Указа Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
· Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
· Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в редакции распоряжения Правительства РФ от 02.11.2009 № 1622-р;
· Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010г., Пр-271;
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.;
· Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года N 1507-р;
· Президентская программа «Дети России».
· Областная целенная программа «Дети Южного Урала» на 2009-2010 годы.
· Устав МАОУ СОШ № 30.
Цель и задачи Программы развития воспитания
«Дети микрорайона – наши дети»
Цель: Организация системы воспитательной работы школы по созданию оптимальных условий для формирования ценностных ориентаций, гражданской позиции, саморазвития и самореализации личности ученика.
Задачи:
· Организация единого воспитательного пространства через сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися воспитанием как средства развития и становления личности;
· Качественное изменение воспитательных воздействий семьи, основанное на тесном сотрудничестве и усилении поддержки родителей в осуществлении их прав в управлении образовательным учреждением.
· Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся в системе дополнительного образования детей.
· Совершенствование организационной модели управления воспитательным процессом школы через расширение прав органов ученического самоуправления.
· Создание организационно – управленческих условий для повышения уровня квалификации педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в школе.
Инфраструктуру воспитательного пространства образуют связи и отношения между субъектами воспитания, возможность прохождения совместных событий. Воспитательное пространство ориентировано на построение гуманистической системы воспитания.
Основные принципы развития воспитательной системы:
Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью (все, что делается в школе, делается во имя ребенка).
1. Принцип гуманизации личностных отношений (доброжелательность, любовь к детям, уважение к личности ребенка, сотрудничество, взаимопомощь).
2. Принцип природосообразности воспитания (учет возрастных и социальных особенностей личности воспитанника).
3. Принцип экзистенциальности (наполнение воспитательного пространства школы реальными событиями, творческими, социально-значимыми и развивающими мероприятиями, направленными на развитие учащихся)
4. Принцип демократизации школьной жизни (предоставление некоторых управленческих функций коллективу учащихся).
5. Принцип здоровьесберегающего образования строится на валеологизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, способствующей формированию культуры отношения учащегося к своему здоровью и здорового образа жизни.
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
· развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
· регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияние на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
· защитную, направленную на повышение социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
· компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка и развитии его склонностей и способностей;
· корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности
Структурным элементом воспитательного пространства школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.
Внутренние условия:
· система работы классных руководителей;
· дополнительное образование;
· психологическое и социальное сопровождение;
· работа групп продленного дня;
· ученическое самоуправление;
· система традиций школы.
К внешним условиям мы относим сотрудничество с социальными институтами города. Учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.
Сроки и этапы реализации.
Программа рассчитана на 2010-2014 годы. Целевые установки и задачи Программы реализуются в три основных этапа:
I этап – 2010-2012 год;
II этап – 2012-2013 годы;
III этап -2013-2014 годы.
Первый этап является периодом решения наиболее актуальных и неотложных задач по всем направлениям Программы, таких как укрепление материально-технической, развитие инновационных форм работы по профилактике семейного неблагополучия, развитие системы социальной адаптации детей.
Второй этап предполагает организацию комплексной работы по всем направлениям, в том числе детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Третий этап - это планомерное продолжение начатой работы по достижению поставленных задач, а также проведение анализа достигнутых результатов, на основе которых может быть принято решение о пролонгации Программы.
Система программных мероприятий.
В Программе предусматривается реализация мероприятий по шести подпрограммам:
«Здоровье», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования», «Республика веселых сердец», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Трудные ступеньки», «Звездное лето».
В рамках подпрограммы «Здоровье» (приложение № 1 к Программе) предусматривается использование возможностей школы для формирования психически здорового, социально адаптированного и физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью. Использование возможностей школы для формирования психически здорового, социально адаптированного и физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью.
Подпрограмма «Республика веселых сердец» (приложение № 2 к Программе) направлена на формирование опыта самостоятельного, индивидуального и коллективного разновозрастного взаимодействия, социализацию и развитие личности ученика.
В рамках подпрограммы «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования» (приложение № 3 к Программе) предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
В рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (приложение № 4 к Программе) предусматриваются мероприятия на выявление и устранение причин безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Подпрограмма «Трудные ступеньки» (приложение № 5 к Программе) направлена на профилактику употребления наркотических средств, психоактивных веществ, формирование навыков здорового образа жизни ребенка, его социальной адаптации.
Подпрограмма «Звездное лето» (приложение № 6 к Программе) направлена на создание условий для максимального оздоровления детей и занятости их в летний период.
Для успешной реализации Программы ежегодно принимаются планы работы по ее реализации: План воспитательной работы на 2011/2012 учебный год (приложение № 7)