ООП НОО

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                 "Средняя общеобразовательная школа № 30  г. Челябинска   им. Н.А. Худякова "  (филиал )                                                          

ООП НОО

 

 

Основная образовательная программа

начального общего образования

МАОУ СОШ №30(ф)

г. Челябинска

на 2011-2015 учебные годы

 Структура основной образовательной программы

начального общего образования:

 

Раздел 1 - целевой:

 

1.1.        Пояснительная записка;

1.2.        Планируемые результаты освоения обучающими основной образовательной программы начального общего образования;

1.3.        Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

 

Раздел 2 – содержательный:

2.1.        Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

2.2.        Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

2.3.        Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

2.4.        Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

2.5.        Программа коррекционной работы.

 

Раздел 3 – организационный: 

 

3.1.        Учебный план начального общего образования;

3.2.        План внеурочной деятельности;

3.3.        Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

 

 

 

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №30(ф) составлена на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих осуществление образовательного процесса:

·       Закона РФ «Об образовании»

·       Типового положения об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001, № 196);

·       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных стандартов начального общего образования»

·       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.10 № 1241 «О внесении изменений в  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373»

·       Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.11 № 2357 «О внесении изменений в  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. № 373»

·       Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»;

·       Приказа МОиН РФ № 2080 от 24.12.2010   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»;

·       Приказа МОиН РФ № 2885 от 27.12.2011   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 год»;

·       Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»;

·       Письма МОиН Челябинской области от 22.10.2010  №01/5139 «О введении третьего часа физической культуры»;

·       Письма МОиН Челябинской области от 18.07.2011  №103/4286 «О введении ФГОС НОО в ОУ Челябинской области в 2011-2012 учебном году»;

·       Устава МАОУ СОШ №30.

 

1.              Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Челябинска №30(ф) , находится по адресу:

 454080, г.Челябинск, п. Мелькомбинат 2, уч. 1, дом 26

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ формируется с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка,  связанный:

·       с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·       с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·       с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

·       жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·       с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·       с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·       с моральным развитием, которое существенным образом связано с  характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные особенности для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11л):

·       центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

·       развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование  устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

2.              Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Исходя из этого цель МОУ: «Создать условия для достижения выпускниками начальной школы ключевых  компетенций, определяемых личностными, семейными, государственными потребностями и возможностями ребенка, его индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья».

     Задачи обучения:

-        сформировать у школьников базовые предметные знания и представления о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных и метапредметных  умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

-        развивать  мышление детей, готовность выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения.

-        сформировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

Задачи развития:

-        Создать условия для:

развития потребностей в учебной деятельности;

развития креативности;

развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

развития личности на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира.

Задачи воспитания:

-        сформировать коммуникативные умения;

-        сформировать основы культуры, духовно-нравственного, социального, личностного развития обучающихся;

-        создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, внедрение и распространение здорового образа жизни;

Для успешной  реализации учебной деятельности и социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья в школе создана психолого-педагогическая комиссия, целью которой является:

·       определение индивидуально-коррекционного маршрута каждого ребенка

·       защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

·       участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

·       психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Поддержка одаренных детей в МОУ осуществляется через реализацию вариативно-образовательных программ дополнительного образования по различным направлениям, через участие школьников в  конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня,  в социальных проектах «Я – гражданин России», «Экология и мы».

3.    В начальной школе обучение ведется по системе учебников «Школа России».

Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов  информационно-образовательной среды для начальной школы, позволяющей  реализовывать на практике важнейшее  положение ФГОС — «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться

информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

 Позиционировать систему учебников «Школа России» как ядро современной информационно-образовательной среды для начальной школы, прежде всего, позволяет то,  что данное ядро  имеет мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса по всем предметным  областям учебного плана  ФГОС (ФГОС раздел III, п.19.3.). Методическая оболочка системы учебников представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

Другая отличительная черта системы учебников «Школа России», как важнейшего компонента информационно-образовательной среды для начальной школы — спе­циально разработанная система навигации, позволяющая ученику ориен­тироваться как внутри каждого учебника, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, система учебников «Школа России» интегрирована в единую методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

 Ведущие целевые установки системы учебников «Школа России»:

·       Реализация идеологической  основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

·       Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

·       Организация  учебной деятельности учащихся на основе системно-

         деятельностного подхода.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методический аппарат учебников построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе  как урочной, так и внеурочной деятельности:

·                 ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;

·                 значительный  воспитательный  потенциал;

·                 ориентация на  здоровьесбережение младших школьников;

·                 возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

·                 преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие;

·                 практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами  на основе формирования УУД;

·             творческие,  проектные  задания, практические работы, учебные  диалоги; 

·                 возможности для моделирования  изучаемых  объектов и  явлений окружающего  мира;

·                 возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;

·                 возможности для работы  с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов,  интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений.

Важнейшая задача российской школы — становление  российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составля­ет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования в начальной школе.

Внеурочная деятельность составляет – 10 часов, осуществляется по направлениям: гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, духовно-нравственное и проектная деятельность. Модель внеурочной деятельности  реализовывается  на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы: учителя,  педагог- психолог, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования школы и учреждения дополнительного образования детей МУДОД ЦВР «Истоки». Основными факторами для выбора модели стали: территориальное расположение ОУ, кадровое обеспечение воспитательного процесса, материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Школа предоставляет возможность обучающимся выбора  видов и форм творческой деятельности, дополнительного образования, обеспечивая развитие общекультурных интересов и решения задач нравственного, гражданского воспитания, социального и профессионального самоопределения детей через внеурочную деятельность.

       Продолжительность уроков в 1 классе – 35 минут. Уроки первоклассников включены в расписание занятий 1 смены. Продолжительность учебной недели в 1 классе  – 5 дней. Продолжительность учебного года - 33 учебные недели. Дополнительные каникулы для учащихся 1-ых классов - 7 дней в феврале месяце. Образовательный процесс в МОУ организован во 2 - 4-ых классах по 6-ти дневной учебной неделе. Учебных недель – 34.

4.              Основная образовательная программа предусматривает:

·       достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·       выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений  дополнительного образования детей;

·       организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·       участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·       использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·       возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

·       включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города для приобретения опыта реального

управления и действия.

 

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·       личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·       метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·       предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

5.              Кадровое обеспечение

·       численность педагогического состава - 26 человек, из них 5 педагогов начальной школы; все имеют высшее образование и высшую квалификационную категорию.

·       Образовательный процесс в начальной школе еще обеспечивают учителя:

 физической культуры – 1 человек, педагог-психолог , учитель-логопед с высшей категорией, социальный педагог, учитель музыки и английского языка.

 

6.              Материально-техническое обеспечение

       Собственная материально-техническая база удовлетворяет основным требованиям к организации образовательного процесса не в полной объеме:

-        учебных кабинетов начальной школы – 5, нет отдельной игровой комнаты, 2 АРМа учителя.

-        информатики – 1 (8 компьютеров, из них 4 с выходом в ИНТЕРНЕТ)

-        спортивный зал –1

-        медицинский кабинет – 1  

-        кабинет психолога и логопеда – 1

 

1.2.  Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

       Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования  в начальных классах.    В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся сформированность:

·       предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

·       основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

·       системы ценностей, толерантности, патриотизма;

·       индивидуального прогресса личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.

 

  Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

·       обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;

·       являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ  отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

       Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий  и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МАОУ СОШ № 30(ф) г. Челябинска к концу начального этапа образования на базовом уровне.

В данном разделе  описаны состав каждой группы универсальных учебных действий, подлежащих формированию на междисциплинарном уровне, т.е. в рамках всех изучаемых предметов с учётом специфики содержания каждого из них. При этом отдельно, в силу значимости, вынесены метапредметные результаты обучения чтению и работе с текстом с учетом планируемых результатов, предполагаемых авторами завершенной линии учебников «Школа России»:

 

 

 

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

- широкая мотивационная основа  учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;

-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;

- осознание себя как гражданина России, россиянина, как представителя одного из её народов с определённой культурой; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

- эстетические чувства, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

- основы экологической культуры, бережное отношение к природе;

-  установка на здоровый образ жизни.

У выпускника могут быть сформированы: 

- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация, устойчивый познавательный интерес;

- способность выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;

- стремление соблюдать безопасные, экологически грамотные нормы поведения в обществе (семья, школа, общественные места) и природе;

- патриотические чувства к своему Отечеству, народу, его культуре; интерес к особенностям  других стран, народов, к их традициям;

- осознанное принятие правил здорового образа жизни, понимание ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушением здоровья;

- личностная и социальная активность в различной природоохранной, созидательной, творческой деятельности, направленной на поддержание чистоты и красоты окружающей среды.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

- действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- адекватно оценивать свои достижения (что усвоил в результате решения учебной задачи, и на каком уровне), осознавать трудности, понимать их причины, в сотрудничестве с учителем намечать действия для преодоления затруднений, восполнять пробелы в знаниях и умениях.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;

- различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать (характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения  существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;

- кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;

- декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Выпускник получит возможность научиться: 

- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи; устанавливать аналогии с целью более простого и быстрого её решения;

- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).

- создавать собственные простые модели;

- участвовать в коллективной проектной деятельности, проводимой в урочное и внеурочное время.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

- под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- создавать высказывания для решения различных коммуникативных задач, адекватно использовать в них  разнообразные средства языка;

- оперировать в речи языком предметной области (филологии, математики, естествознания, технологии), правильно (адекватно) использовать соответствующие понятия (лингвистические, математические, естественнонаучные и др.);

- стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, оказывать помощь взрослым и сверстникам для достижения общего успеха.

Чтение и работа с текстом

(метапредметные результаты)

 

Выпускник начальных классов научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации.

С точки зрения поиска,  освоения и использования информации выпускник научится:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

- делить текст на смысловые части, составлять план;

- вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- пользоваться известными ему  словарями, справочниками;

- воспроизводить текст, устно и письменно;

- составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание в соответствии с конкретным вопросом, заданием;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде (выделять общий признак, характеризовать явление по его описанию, находить в тексте примеры, подтверждающие приведённое утверждение);

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

- осмысливать и сопоставлять различные точки зрения;

- делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования.

 

Планируемые предметные результаты образования подробно представлены в разделе 5.

 

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

          Особенностями системы оценки являются:

·       комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

·       использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

·       оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

·       оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

·       сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

·       использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

·       уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

·       использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

·       использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

·       использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

·       самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

·       смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

·       морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

·       сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

·       ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

·       сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

·       сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

·       сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

·       знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

 

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

·       способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

·       умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

·       умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

·       способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

·       умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

·       является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

·       реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

·       позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

·       предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт  носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;  повод  для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

·       сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

·       содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

·       разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

·       учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

·       позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы рабочего Портфолио

Страницы раздела «Портрет»

·       Мой портрет (знакомьтесь:  это - я)

·       Место для фото (или автопортрета)

·       Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес

Моя семья

·       Нарисуй портрет своей семьи

·       Родословное дерево

·       Чем я люблю заниматься

·       Я ученик

Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

·       Я могу делать

·       Я хочу  научиться в этом году…

·       Я научусь в этом году

Составляется вместе с учителем на уроке

Предмет

Чему научусь

Рисунок или пример

Русский язык

 

 

Литературное чтение

 

 

Математика

 

 

Окружающий мир

 

 

 

·       Я читаю.

·       Мой класс,  мои друзья,  мой первый учитель

·       Мой распорядок дня

 

Время

Дела

Рисунок

Утро

 

 

 

День

 

 

 

Вечер

 

 

 

 

·       Я и мои друзья

Вопрос

Напиши

Нарисуй

 Чем я люблю заниматься?

 

 

 Какая игрушка у  меня самая любимая?

 

 

 Сколько у меня друзей и как их зовут?

 

 

 Какой у меня самый любимый цвет?

 

 

 Какие поделки я очень хочу научиться  мастерить?

 

 

 

Страницы раздела «Коллектор»

·       Правила поведения в школе

·       Законы жизни класса

·       Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.

·       План – памятка Решения задачи

·       Памятка  «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

·       Памятка  «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

·       Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)

·       Памятка: Правила  общения

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Страницы раздела «Мои достижения»

·       Моя лучшая работа

·       Задание, которое мне больше всего понравилось

·       Я прочитал ……. книг.

·       Что я теперь знаю, чего не знал раньше?

·       Что я теперь умею, чего не умел раньше?

·       Мои цели и планы на следующий учебный год:

·       Чему я еще хочу научиться?

·       Какие книги прочитать?

·       Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях

·       Мои проекты

·       Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы контроля и учета достижений обучающихся

 

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная

- самостоятельная работа

-  диктанты

-  контрольное списывание

-  тестовые задания

- графическая работа

- изложение

- доклад

- творческая работа

 - посещение уроков по программам наблюдения

- диагности-ческая  конт-рольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

 

- анализ динамики текущей успеваемости

 

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

 

 

Формы представления образовательных результатов:

·       табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к  выставлению отметок);

·       тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

·       устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

·       портфолио; 

·       результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

 

Критериями оценивания являются:

·       соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

·       динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

          Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

 

Система условий реализации основной образовательной программы  начального общего образования.

Система условий реализации  ООП НОО МАОУ СОШ №30(ф) г.Челябинска (далее - система условий) разработана на основе соответствующих требований  ФГОС НОО и обеспечивает достижение планируемых результатов  ООП НОО.

Система условий учитывает организационную структуру образовательного учреждения, а также его взаимодействие с социальными партнерами (как внутри системы образования, так и в рамках межведомственного взаимодействия).

Система условий содержит:

• описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;

 • обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП НОО НИШ;

•механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;

контроль состояния системы условий.

 

Кадровые условия реализации ООП НОО.

 

Кадровое обеспечение  ООП НОО  МАОУ СОШ №30(ф) г.Челябинска  строится на основе социального заказа системы педагогического образования (табл. 1), организации методической работы  (табл. 2).

Таблица 1

Соответствие кадровых условий  реализации  ООП НОО

МАОУ СОШ №30(ф) г.Челябинска

 

пп

ФИО

педагога

образование

категория

ИКТ компетенции,

сертификаты

курсы повышения

квалификации

1

Большакова Светлана Владимировна

Высшее образование (ЧГПИ 1996 г.)

Высшая

приказ

 № 01-71

от 27.12.2010

ОГУ« Областной центр  информационного и материально-технического обеспечения ОУ» по программе

« Иформационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

№7895, 2006

 

ГОУ ДПО «ЧИППКРО»

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативных образовательных программ

« Школа России»

( в  условиях введения ФГОС)

№ 6469     2011г

2

Кривель Татьяна Владимировна

Высшее

ЧГПИ 1996 г

Высшая

приказ № 2012

ОГУ« Областной центр  информационного и материально-технического обеспечения ОУ» по программе

  « Иформационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя-предметника»

 2006

ГОУ ДПО «ЧИППКРО»

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативных образовательных программ

( в условиях введения ФГОС)

№ 9370       2011г

 

 

Таблица  2

План методической работы МАОУ СОШ №30(ф) по  реализации ФГОС начального общего образования

п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Ожидаемые результаты

1.     Использование информационных технологий

1

Использование информационных материалов федеральных, региональных и муниципальных сайтов по реализации ФГОС НОО

Турецкая И.В.

 

 

В течение года

 

Информационные материалы

2

Обновление страницы ФГОС на сайте ОУ

Пережогина О.А.

 

В течение года

 

Информационные материалы

3

Использование АС « Сетевой город» для отображения КТП, учебных программ, курсов внеурочной деятельности 1 –х , 2х классов

Кривель Т.В.

Большакова С.В.

 

2012-2013 учебный год

 

2.     Методическая оснащенность для достижения предметных и метапредметных результатов

1.

Корректировка основной образовательной программы начального общего образования

Турецкая И.В.

Редькина Л.А.

 

 

В течение года

 

ООП НОО

2.

Формирование УМК учителя и ученика, составление рабочих программ

Учителя начальных классов

В течение года

Рабочие программы

3.     Методическая работа  педагогов начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

 

1.

Проведение семинаров-практикумов :

u  Формирование УУД в начальной  и основной школах (Составление  сценарного плана урока на основе технологической карты)

u  Развитие регулятивныхи коммуникативных УУД на уроках в рамках введения  ФГОС НОО

 

 

Титаренко Н.Н., методист ОУ

 

Турецкая И.В.

 

2 семинара

( октябрь, февраль)

 

 

 

1 семинар

( октябрь)

 

Материалы семинаров,

 мастер –классы  в рамках методической недели

2.

Индивидуальные консультации учителей-предметников по вопросам работы в условиях ФГОС НОО

 

Титаренко Н.Н., методист ОУ

 

По индивидуальному запросу

Методические и информационные материалы

3.

 Педагогический совет: « Реализация ООП НОО: первые итоги и перспективы»

Педагогический совет: «Компетентностный урок, его критерии, самоанализ»

Турецкая И.В.

Редькина Л.А.

Титаренко Н.Н.

 ноябрь

 

март

Материалы педсовета

4.     Повышение квалификации учителей начальной школы

1.

Повышение квалификации учителей начальной школы

Турецкая И.В.

2012-2013

План курсовой подготовки

2.

Организация и проведение семинаров в ОУ

Турецкая И.В.

Титаренко Н.Н.

2012-2013

План методической работы в годовом  плане работы ОУ, материалы семинаров

3.

Изучение методических материалов по реализации ФГОС НОО в завершенной линии учебников

« Школа России»

Учителя начальных классов

2012-2013

 

 

ООП НОО

                         5. Работа с родительской общественностью по вопросам реализации ФГОС

1.

Разработка инструментария для изучения образовательных потребностей  и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность

Редькина Л.А.

кл. руководители

В течение учебного года года

Методические материалы

2

Мониторинг результатов анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся  и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана

Турецкая И.В.

В течение учебного года года

Учебный план

3.

Психологические консультации родителей и учащихся, участвующих в реализации ФГОС НОО

Смирнова Е.И.

По индивидуальному запросу

Информационные материалы, рекомендации

4.

Информирование родительской общественности в МДОУ по вопросам реализации ФГОС

Турецкая И.В.

 

Май 2013г.

Информационные материалы

5.

Консультирование родителей по вопросам реализации ФГОС

Турецкая И.В.

Редькина Л.А.

Учителя начальных классов

В течение учебного года года

Информационные материалы,

 

 

 

 

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО МАОУ СОШ №30г.Челябинска обеспечивают:

преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;

• учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей;

• вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);

      • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);

 вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза)» (табл. 19).

 

 

Таблица  3

 

План психолого-педагогической работы МАОУ СОШ №30

 

п/п

Направление

Мероприятие

Ответственные

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты

1.

Организация преемственных связей с дошкольным образовательным учреждением

родительские собрания в ДОУ,

психологическое тестирование

 ( ГОШ)

зам дир.по УВР, педагог-психолог

март, апрель

информация

 

2.

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности

педагогических и административных работников, родителей

* в рамках семинаров для учителей ;

* в рамах педагогических советы;

* индивидуальное консультирование;

зам.директора по УВР,

соц педагог,

педагог-психолог

в течение года согласно плану работы

информационные материалы, рекомендации

3.

Направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

*консультирование родителей, педагогов по запросу;

 

 

* исследование адаптации учащихся   1-х  классов

* диагностика  учащихся 2-х, 3-х классов  ( по запрос у)

*изучение интеллектуальной готовности выпускников начальной школы при переходе в среднее звено

* внеурочная деятельность с обучающимися 2-го  класса по программе «Вместе играем, учимся, переживаем»

* ПМПк

 

педагог-психолог,

зам.дир по УВР

педагог-психолог

 

 

в течении

года

 

 

сентябрь,

 

 

апрель

 

 

в течении

года

 

 

 

информационная справка, рекомендации

 


 

             Финансовые условия реализации ООП НОО МАОУ СОШ №30 (ф)

         Ежегодный объём финансирования мероприятий  ООП НОО уточняется при формировании бюджета и государственного (муниципального) задания. При финансировании в МАОУ СОШ №30(ф) используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации ООП НОО в  расчёте на одного обучающегося. Используется  бюджетное так финансирование как филиала.

В соответствии с положениями  ФГОС НОО (п. 24) к финансовым условиям относятся следующие:

обеспечение образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;

обеспечение реализации обязательной части  ООП НОО и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;

отражение  структуры и объема расходов, необходимых для реализации  ООП НОО и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования (табл. 4).

Таблица 4

Соответствие финансовых условий  реализации  ООП НОО

МАОУ СОШ №30

 

Требование

Показатели

Документационное обеспечение

Финансирование реализации  ООП НОО в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного (муниципального) образовательного учреждения

Наличие в локальных актах, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих выплат в соответствии с новой системой оплаты труда, выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО

Приказ об утверждении соответствующих локальных актов, локальные акты, учитывающие необходимость выплат стимулирующего характера работникам ОУ, обеспечивающим введение ФГОС НОО

 

Наличие дополнительных соглашений к трудовому договору с работниками ОУ, обеспечивающими введение ФГОС НОО

Дополнительные соглашения с работниками ОУ, обеспечивающими введение ФГОС НОО

обеспечение реализации обязательной части  ООП НОО и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю

Наличие инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся ОУ и запросов родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса включая внеурочную деятельность

Пакет материалов для проведения диагностики в общеобразовательном учреждении для определения потребностей родителей в услугах образовательного учреждения по формированию учебного плана – части формируемой участниками образовательного процесса и плана внеурочной деятельности образовательного учреждения

Наличие результатов анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса

Информационная справка по результатам анкетирования (1 раз в год)

Наличие результатов анкетирования по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по направлениям и формам внеурочной деятельности

Информационная справка по результатам анкетирования (1 раз в год)

привлечение дополнительных финансовых средств

 

Информационная справка по для публичного отчёта школы (1 раз в год)

использование добровольных пожертвований и целевых взносов  физических и (или) юридических лиц

 

Информационная справка по для публичного отчёта школы (1 раз в год)

 

  Материально-технические условия реализации ООП НОО

Данные материально-технические условия реализации  ООП НОО МАОУ СОШ №30(ф) отвечают характеристикам современного образования, требованиям к оснащённости учебных и административных помещений, параметрам эргономико-дидактической приспособленности материальных условий кабинетов. Соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся. Позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся.

В соответствии с положениями ФГОС НОО (п. 25) материально-технические условия реализации  ООП НОО должны обеспечивать:

1)          возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

2)     соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного

процесса; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

3)     возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения (21).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Соответствие материально-технических условий  реализации  ООП НОО

Требование

Показатели

Документационное обеспечение

возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Соответствие ОУ требованиям ФГОС НОО к материально-техническим условиям реализации ООП НОО

Доклад приемки готовности ОУ к _____ учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии ОУ требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии ОУ требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений)

Обеспеченность ОУ учебниками в соответствии с ФГОС НОО

Информация об обеспеченности учебниками с указанием % обеспеченности по каждому предмету учебного плана:

Русский язык-100%;

Литературное чтение-100%;

Английский язык-100%;

Математика-100%;

Оружающий мир -100%;

Изобразительное искусство -100%;

Музыка  -100%

Технология-100%

Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного

процесса; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта

Соответствие ОУ требованиям к материально-техническим условиям реализации ООП НОО (санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда)

Доклад приемки готовности ОУ к _____ учебному году, акты очередных и внеочередных проверок надзорных органов о соответствии ОУ требованиям действующих санитарных и противопожарных норм, план мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок надзорных органов о соответствии ОУ требованиям действующих санитарных и противопожарных норм (при наличии нарушений)

возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

предоставление возможности беспрепятственного доступа

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

Акты проверки

 

3.3.4.Информационно-методические условия реализации ООП НОО  

В соответствии с положениями ФГОС НОО (п. 26, п. 27) созданные информационно-методические условия реализации ООП НОО направлены на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления; обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

параметры комплектности оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП НОО;

параметры качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения  ООП НОО (табл. 22).

Таблица 6

Соответствие  информационно-методических условий  реализации

 ООП НОО МАОУ СОШ №30(ф)

Требование

Показатели

Документационное обеспечение

обеспечение доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления;

Наличие документов, подтверждающих информирование всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления

План работы ОУ, План работы с родительской общественностью. Протоколы родительских собраний, педагогических советов, совещаний, конференций, заседаний органа государственно-общественного управления, на которых происходило информирование родительской общественности. Публикации в СМИ

 

 

Использование информационных ресурсов общеобразовательного учреждения (сайт или Интернет-страничка) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП

Адрес страницы школьного сайта, на которой размещены документы и материалы, связанные с внедрением ФГОС НОО :

http//74210s2.edusite.ru

 

Наличие в Публичном отчете общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС НОО

Публичный отчет общеобразовательного учреждения. Протокол органа государственно-общественного управления об обсуждении Публичного отчета

Обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР

Обеспечение доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР

 

информационная справка

 

обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам  ООП НОО

Обеспеченность ОУ учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой в соответствии с ФГОС НОО

Информация об обеспеченности учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой с указанием % обеспеченности по каждому предмету учебного плана (обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса)

обеспечение фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования

обеспеченность фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования

Информация об обеспеченности фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования:

детская художественная -75%;

научно-популярная-10%

справочно-библиографические

обеспечение учебно-методической литературой и материалами по всем  курсам внеурочной деятельности, реализуемы в ОУ

обеспеченность учебно-методической литературой и материалами по всем  курсам внеурочной деятельности, реализуемы в ОУ

Информация об обеспеченности учебно-методической литературой и материалами по всем  курсам внеурочной деятельности, реализуемы в ОУ

 

3.3.5.   Нормативно-правовые  условия реализации  ООП НОО

 

Таблица 7

Соответствие нормативно-правовых  условий реализации ООП НОО

Требование

Показатели

Документационное обеспечение

Сформированность пакета нормативных актов, регламентирующих  реализацию ФГОС НОО в ОУ

Наличие Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (приказов региональных и муниципальных органов управления образованием, приказа ОУ)

Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (от 06.10.2009 г. № 373); о внесении изменений в ФГОС НОО (от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 587); приказы региональных и муниципальных органов управления образованием; приказа ОУ

Наличие примерной основной образовательной программы начального общего

Примерная основная образовательная программа начального основного образования  / Савинов Е. К. изд. 2-е переработан. М.: Просвещение, 2010 г (Стандарты второго поколения)

сформированность пакета локальных актов, регламентирующих  реализацию ФГОС НОО в ОУ

Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения с учетом требований ФГОС НОО

Устав с внесёнными дополнениями и изменениями, заверенный в установленном законодательством порядке

Издание приказ(ов) по общеобразовательному учреждению о введении ФГОС НОО

Приказ(ы) по ОУ, обеспечивающие готовность к реализации ФГОС НОО по нормативно-правовому, организационно-содержательному, финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому и информационному направлениям введения ФГОС НОО (перечень оцениваемых приказов определяется Учредителем

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов

Локальные акты, закрепленные в Уставе ОУ и регламентирующие организацию образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО (перечень оцениваемых локальных актов определяется Учредителем).

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов, регламентирующих систему оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ОУ

Локальные нормативные акты*, закрепленные в Уставе ОУ и регламентирующие систему оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (перечень оцениваемых локальных актов определяется Учредителем).

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО должностных инструкций работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО

Приказ об утверждении инструкций, должностные инструкции работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО

Перечень локальных актов , в которых отражено внедрение ФГОС НОО

1) Положение о Совете МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

2) Положение о Педагогическом совете МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

3) Положение об оплате труда работников  МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

4) Режим работы МАОУ СОШ №30(ф) г.Челябинска;

5) Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся

    МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

6) Положение о промежуточной аттестации в МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

7) Положение о текущем контроле в МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

8) Должностные инструкции работников МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

9)     Положение о единой информационно-образовательной среде в МАОУ СОШ №30 г.Челябинска;

10)      Положение о порядке разработки  рабочей программы  учебных курсов, предметов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы.

11) Положение о порядке разработки рабочей программы курса внеурочной деятельности.

12) Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и

учреждений дополнительного образования детей;

 

 

Организация управления реализацией  ООП НОО

 

Механизмом достижения целевых ориентиров по реализации ООП НОО МАОУ СОШ №30(ф)  в системе условий и контролем состояния системы условий является разработка и выполнение сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой системы условий реализации ООП НОО  (табл. 8).

 

Таблица 8

Сетевой график (дорожная карта) по формированию системы условий реализации

ООП НОО МАОУ СОШ №30

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

Кадровые условия реализации ООП НОО

 

 

 

проверка укомплектованности ОУ педагогическими, руководящими и иными работниками

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

ЗЗ

 

 

 

 

 

Изучение документации

установление соответствия уровня квалификации педагогических и иных работников  ОУ требованиям Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

управленческий аудит

проверка обеспеченности

непрерывности профессионального развития педагогических работников  ОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зЗ

 

 

Изучение документации (наличие документов государственного образца о прохождении профессиональной переподготовки или повышения квалификации

Психолого-педагогические условия реализации ООП НОО

Проверка степени освоения педагогами образовательной программы повышения квалификации (знание материалов ФГОС НОО)

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РРМО

 

 

Собеседование

Оценка

достижения  обучающимися планируемых

результатов: личностных, метапредметных, предметных

 

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

Анализ выполнения комплексной контрольной работы

Финансовые условия реализации ООП НОО

проверка

условий Финансирования реализации  ООП НОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ББ

 

 

информация для публичного отчета

проверка обеспечения реализации обязательной части  ООП НОО и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю

 

 

ЗЗ

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

З

 

 

 

 

информация о прохождении программного материала

проверка по привлечению дополнительных финансовых средств

 

 

 

 

ББ

 

 

 

 

 

 

ДД

 

 

Б

 

 

информация для публичного отчета

Материально-технические условия реализации ООП НОО

проверка достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения  ООП НОО

 

 

 

 

 

 

 

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

информация по итогам городской экспертизы

проверка соблюдения: санитарно-гигиенических норм; санитарно-бытовых условий; социально-бытовых условий; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЗ

 

 

информация для подготовки ОУ к приемке

проверка наличия доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения

ЗЗ

 

 

 

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информация

Информационно-методические условия реализации ООП НОО

Проверка достаточности учебников, учебно-методических и дидактических материалов, наглядных пособий и др.

 

ББиб

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗЗ

 

 

информация

 

проверка обеспеченности доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

информация

проверка обеспеченности доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР

 

 

ЗЗ

 

 

 

ЗЗ

 

 

 

 

 

 

 

информация

обеспечение учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам  ООП НОО

ББиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ББиб

 

 

информация

обеспечение фондом дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования

ББиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ББиб

 

 

информация

обеспечение учебно-методической литературой и материалами по всем  курсам внеурочной деятельности, реализуемы в ОУ

ББиб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ББиб.

 

 

информация

* Д – директор; З – заместитель директора по УВР; РМО- руководитель МО; Б- бухгалтер; Биб.- библиотекарь

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 12.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»