Программа коррекционной работы МАОУ СОШ №30(ф)
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы направлена на:
· преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
· слухоречевое развитие учащихся после КИ во всех видах учебной и внеучебной деятельности;
· развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья через активизацию процессов познавательной деятельности
· психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих трудности в обучении;
· формирование навыков адаптации учащихся в социуме;
· развитие творческого потенциала учащихся.
В программе коррекционной работы ОУ может быть использована серия учебных пособий издательства «Просвещение», методическая литература по сурдопедагогике, логопедии, коррекционной педагогики, серии учебных пособий отечественных издательств, материалы конференций и семинаров различного уровня по проблемам обучения детей с нарушениями слуха, перенесших КИ, программы коррекционного обучения в МСКОУ I – II вида, программа общеобразовательной школы и др. научно-методическая литература.
Информационный лист
«Организация специального (коррекционного) обучения в ОУ»
на начало 2013-2014 учебного года»
1. Сведения о количестве детей с ОВЗ в ОУ
Ступень обучения |
Кол-во детей в классах |
|
I ступень
(1-4 классы) |
2а – 1 человек с ЗПР, 1 человек с нарушением слуха.
3класс – 1 человек с нарушением слуха, 2 человека с ЗПР.
4 класс – 3 человека с ЗПР |
|
2б - 8 детей – 1человек с нарушением слуха и ЗПР, 7 человек с ЗПР |
|
|
II ступень
(5 – 9 классы) |
5класс – 1 человек с ЗПР
7 класс – 6 человек с ЗПР
8 класс – 2 человека с ЗПР
9 класс – 4 человека с нарушением слуха, 2человека с ЗПР |
|
|
6б – 12 человек с ЗПР |
|
2. Список интегрированных детей в начальной школе.
№ |
Ф.И.О. |
Класс |
№ протокола, дата прохождения |
Рекомендация ПМПК |
Реализация психолого-педагогического сопровождения (коррекционные занятия с учителем, логопедом, психологом) |
1. 1
1 |
Егоров Михаил Владимирович
Ребенок -инвалид |
2а |
№ 47 от 11.04.2012 |
Обучение по программе общеобразовательной школы учебного плана С(К)ОУ V II вида |
Занятия с логопедом, дефектологом |
2.
2 |
Черкунов Михаил Станиславович |
2а |
№ 245 от 20.02.2013 |
Обучение по программе общеобразовательной школы учебного плана С(К)ОУ VII вида |
Занятия с логопедом |
3.
3 |
Ворт Егор Вячеславович |
3 |
№ 248 от 20.02.2013 |
Обучение по программе общеобразовательной школы учебного плана С(К)ОУ VII вида |
Занятия с логопедом, учителем |
4.
4 |
Суслина Ангелина
Владимировна |
3 |
№249 от 20.02.2013 |
Обучение по программе общеобразовательной школы учебного плана С(К)ОУ VII вида |
Занятия с логопедом, учителем |
5.
5 |
Шабунина Мираславна Александровна
Ребенок-инвалид |
3 |
№ 116 от 17.10.2012 |
Обучение по программе общеобразовательной школы |
Занятия с логопедом, дефектологом |
3. Сведения о детях ОУ, обучающихся на дому
№
п/п |
Ф.И.О.
(полностью) |
Класс |
Программа обучения (общеобразовательная, VII вида, VIII вида) |
Заболевание |
Справка о домашнем обучении (№ справки, дата выдачи) |
1 |
Червяков Александр Евгеньевич |
9 |
Общеобразовательная
программа |
Нейросенсорная тугоухость
|
|
2 |
Рудакова Марина Сергеевна |
9 |
Общеобразовательная
программа |
Нейросенсорная тугоухость
|
|
3 |
Аладьина Екатерина Александровна |
9 |
Общеобразовательная
программа |
Нейросенсорная тугоухость
|
|
4 |
Недашковская Ольга Ивановна |
8 |
Общеобразовательная программа
|
Перелом позвоночника |
№126
19.08.2013г. |
5 |
Перчаткин Герман Константинович |
6а |
Общеобразовательная программа |
Перелом позвоночника |
№135, 26.08.2013г. |
6 |
Матвеева Кристина Евгеньевна |
8 |
Общеобразовательная программа |
Клещевой боррелиоз. Астеновегетативный синдром |
|
4. Сведения о детях-инвалидах, обучающихся в ОУ
№
п/п |
Ф.И.О.
полностью |
Дата рождения |
Класс |
Программа обучения (общеобразовательная, VII вида, VIII вида) |
Обучается на дому |
Из них – в форме дист. об. |
Справка об инвалидности
(№, срок действия) |
1 |
Егоров Михаил Владимирович |
07.06.2005 |
2а |
Общеобразовательная программа |
нет |
нет |
МСЭ – 2011
0735951, инвалидность установлена на срок по 07.06.2023г. |
2 |
Нищнёв Владислав Валентинович |
13.03.2005 |
2б |
Обучение по программе общеобразовательной школы учебного плана С(К)ОУ VII вида |
нет |
нет |
МСЭ – 2007
№ 2503123, инвалидность установлена на срок по 13.03.2023г. |
3 |
Шабунина Мираславна Александровна |
22.01.2004 |
3 |
Общеобразовательная программа |
нет |
нет |
МСЭ – 2012
2375092, инвалидность установлена на срок по |
4 |
Червяков Александр Евгеньевич |
01.12.1995 |
9 |
Общеобразовательная программа
|
да |
нет |
МСЭ 771128, инвалидность установлена на срок по |
5 |
Рудакова Марина Сергеевна |
13.08.1996 |
9 |
Общеобразовательная программа
|
да |
да |
МСЭ 468517, инвалидность установлена на срок по13.08.2014г |
6 |
Зайков Игорь Сергеевич |
11.03.1998 |
9 |
Общеобразовательная программа
|
нет |
нет |
МСЭ №3627191, 11.03.2016 |
7 |
Аладьина Екатерина Александровна |
10.12.1996 |
9 |
Общеобразовательная программа
|
да |
нет |
МСЭ №468256
10.12.2014 |
5. Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
№ п/п |
Специалисты |
Кол-во человек
|
Квалификационная категория узких специалистов
|
|
Учитель-логопед |
1 |
н/а |
|
Учитель-дефектолог |
1 |
н/а |
|
Педагог-психолог |
1 |
н/а |
|
Социальный педагог |
1 |
высшая |
|
Другие специалисты (ПДО) |
педагоги доп. образования |
|
1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Попыткой разрешения данной проблемы в условиях ОУ явилась организация дифференцированного обучения, создающая условие для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья, психофизических возможностей и интересов. В этом году в МАОУ продолжают обучение дети с особыми образовательными потребностями по заключению районного ПМПК в классах 2б С(К)О . В этом классах образовательный процесс осуществляется по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования с учетом рекомендаций ученых, работающих в области специального образования, методических рекомендаций С.Г. Шевченко «Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений».
Коррекционные курсы в учебном плане (часть, формируемая участниками образовательного учреждения – компонент образовательного учреждения) – отражают особенности обучения в классе для детей с ЗПР и направлены на коррекцию отклонений в развитии, формирование навыков адаптации ребенка в современных жизненных условиях, подготовку к усвоению содержания образования на каждой ступени образования.
В 2б классе – 2 часа (занятия проводит как учитель-дефектолог, так и учитель, осуществляющий работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, восстановление нарушенных функций)
Для учащихся, имеющих нарушения психологического развития, проводятся психокоррекционные занятия в соответствии с выявленными нарушениями: психокоррекция интеллектуального развития, психокоррекция эмоционально-волевой сферы, психокоррекция отклоняющегося поведения и т.д. Психокоррекционные модульные курсы разрабатываются непосредственно педагогом-психологом образовательного учреждения. Формы занятий групповые. Психокоррекционные занятия проводятся 2 раза в неделю во 2б классе.
Для интегрированных детей в общеобразовательных классах по приказу назначены индивидуально-групповые часы.
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами и на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.
В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.
В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.
Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.
В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.
В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.
В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.
В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.
В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.
2) формирование навыков адаптации учащихся в социуме
На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).
Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.
Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.
Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.
3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении.
С 1998 года в ОУ действует психолого-педагогический консилиум. Основной целью которого является организация системы адекватных условий обучения и социально-психологической коррекции для детей с ОВЗ. ППК является диагностико-консультативным и коррекционно-образовательным органом, защищающим интересы детей с ОВЗ в образовательном пространстве ОУ.
Основными направлениями работы ППк являются:
· диагностика (проводится специалистами ОУ с учетом возрастным психофизических и интеллектуальных особенностей уч-ся);
· консультирование педагогов и родителей;
· образование – обучение детей по индивидуальным коррекционным маршрутом на основе специальных образовательных программ 7 вида;
· организация повышения профессиональной компетентности педагогов;
· формирование банка диагностических и коррекционных методик, а также консультационного материала для педагогов и родителей.
В состав ППк входят:
· Руководитель ППк – зам. директора по УВР.
· Ответственный за работу ППк.
· Учитель-логопед, дефектолог.
· Педагог-психолог.
· Социальный педагог.
К работе ППк привлекаются также родители, учителя-предметники, педагоги доп. образования.
Разработана следующая документация на ребенка, позволяющая отслеживать динамику развития учащихся:
- карта развития ребёнка.
- индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут
- медицинские карты.
План работы ППк и анализ его выполнения служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива по достижению поставленных целей. У ППк существует следующая система планов: ООП НОО ОУ, годовой план деятельности ППк; годовые планы логопеда, психолога и социального педагога, индивидуальные планы работы сотрудников на неделю.
Заседания ППк проводятся 1 раз в четверть, что позволяет проанализировать выполнение плана работы и скорректировать возникшие проблемы, скоординировать деятельность всех специалистов, наметить кандидатуры уч-ся для прохождения РПМПК.
4) Развитие творческого потенциала учащихся
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России»
Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познаватель-ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.
В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
· продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
· провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
· провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.
Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.
Традиционно стало участие наших воспитанников в конкурсах: «Золотое Руно», «Кенгуру», «Шаг в будущее», «Русский медвежонок» и т.п.
5)Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями осуществляется через внеурочную деятельность (см. модель внеурочной деятельности).